Исследователи обнаружили белок, влияющий на регенеративную способность стволовых клеток крови

Ученые впервые смогли идентифицировать белок, который играет ключевую роль в регулировании репликации стволовых клеток крови в организме человеке.

Это открытие позволяет лучше понять, как этот белок контролирует рост и регенерацию стволовых клеток крови, и может привести к разработке более эффективных методов лечения широкого спектра заболеваний крови и рака. Данные исследования, проведённого под руководством John Chute, было опубликовано в журнале The Journal of clinical investigation.

Гемопоэтические стволовые клетки (ГСК) являются клетками кроветворения, они имеют замечательную способность к самообновлению и дают начало всем дифференцированным клеткам (полностью развитым клеткам) крови. Трансплантация ГСК в качестве лечебной терапии помогает тысячам пациентам в год. Тем не менее, очень мало известно о том, как пересаженные ГСК активируют свои способности в костном мозге человека. В этом исследовании, авторы показали, что белок протеинтирозинфосфатазы-сигма (PTP-сигма) регулирует критический процесс, называемый приживлением, который контролирует рост ГСК после трансплантации.

Первый автор исследования Mamle Quarmyne с коллегами показал, что PTP-сигма производится в большом количестве мышиными и человеческими ГСК. Кроме того, генетическая делеция гена PTP-сигма у мышей заметно повышает способность к приживлению ГСК у мышей после трансплантации.

В дополнительном исследовании учёные показали, что трансплантация мышам ГСК человека, у которых не было экспрессии PTP-сигма, привело к 15-кроатному улучшению приживления трансплантата. Общими выводами этих исследований стало то, что PTP-сигма подавляет нормальное приживление стволовых клеток и целевое блокирование PTP-сигма может существенно улучшить этот процесс при трансплантации.

Учёные выяснили, что ПКМ-сигма регулирует функцию ГКС, подавляя белок Rac1, который, как известно, содействует приживлению стволовых клеток после трансплантации.

«Эти результаты имеют огромное терапевтический потенциал, поскольку мы выявили новый путь который может быть конкретно использован как средство повышения приживления пересаженных ГСК у пациентов», – сказал старший автор исследования и профессор Chute, заведующий отделения онкогематологии и лучевой терапии в университете Лос-Анджелеса. «Этот подход может также потенциально ускорить гематологическое восстановление у больных раком, получающих химиотерапию и / или лучевую терапию, которые также подавляют гемопоэз и иммунную систему».

Quarmyne M. et al. Protein tyrosine phosphatase–σ regulates hematopoietic stem cell–repopulating capacity //The Journal of clinical investigation. – 2015. – Т. 125. – №. 1. – С. 177.