Ученые нашли новый путь в лечении гепатита С

Наша лучшая защита против вирусной инфекции – иммунная система. Тем не менее, люди по-разному реагируют на иммунную защиту. Последние исследования показали, что некоторые гены, которые полезны для иммунной системы, могут в то же время препятствовать лечению.

Вирус гепатита С – инфекция, которая вызывает хроническое воспаление печени, медленно разрушает ее, а в некоторых случаях болезнь может переходить в рак печени. Лечат эту болезнь противовирусными препаратами, но пациенты по-разному реагируют на лечение и не всем оно помогает.

Международная исследовательская группа под руководством ученых из Орхусского университета (Дания) выяснили, почему некоторые пациенты реагируют на лечение, а другие нет. Результат лечения определяется в большой степени генетическим наследием конкретного пациента (генома). К великому удивлению исследователей оказалось, что вариации в наших генах интерферона-лямбда-4, который содержит 4 белка (IFNL4), могут определить, хорошо или плохо мы будем реагировать на лечение.

«Наше исследование показывает, что генетические мутации, которые уменьшают активность IFNL4, предоставят пациентам больше шансов на восстановление от инфекции. Или, говоря другими словами, интерферон-лямбда-4 вреден во время инфекции. Это парадоксально, потому что IFNL4 является неотъемлемой частью нашей иммунной защиты против вирусных инфекций, и поэтому должен производить положительный эффект», – утверждает профессор Руне Хартманн (Rune Hartmann).

IFNL4 является членом семейства белков, называемым интерфероном (названный из-за его способности влиять на вирусы), он является неотъемлемой частью нашей иммунной защиты против вирусных инфекций и работает путем активации клеточной программы, которая борется с вирусными инфекциями и тем самым делает клетки устойчивыми к вирусу.

Исследовательская группа показывает, что IFNL4 имеет мощную противовирусную активность и ведет себя, как любой другой член из семейства интерферона. Несмотря на это, IFNL4 является противовирусным препаратом, исследование также ясно показывает, что он имеет противоположный эффект у больных. У исследователей, возможно, есть объяснение того, почему это происходит.

«Наша гипотеза состоит в том, что интерферон-лямбда-4 путает другие части иммунной системы, и вирус гепатита может воспользоваться этим», – считает аспирант Ева Терзинска-Дила (Ewa Terczynska-Dyla).

Результаты исследований показывают, что можно разрабатывать новые методы лечения гепатита С, которые соответствуют геному конкретного пациента. Это может быть лекарство со специфической ориентацией на IFNL4, с пониженной активностью или с отсутствием активности вообще.

Теперь исследователи будут проводить дальнейшую работу, чтобы понять основные механизмы, которые делают гены лямбда интерферона важными для способности бороться с гепатитом.

Terczyńska-Dyla, Ewa; Bibert, Stephanie; Duong, Francois H. T.; Krol, Ilona; Jørgensen, Sanne et al. (2014) Reduced IFNλ4 activity is associated with improved HCV clearance and reduced expression of interferon-stimulated genes // Nature Communications – vol. 5