Ученые: рилузол может защитить мозг от старости

Когда исследователи рассмотрели некоторые нейроны у крыс, получавших рилузол, они обнаружили важное изменение в одной области мозга – гиппокампе. Ученые из Рокфеллеровского университета могут остановить возрастную потерю памяти у крыс с помощью рилузола.

«Изучив неврологические изменения, которые произошли после лечения рилузолом, мы обнаружили способ, которым можно защитить мозг во время старости, по крайней мере, у грызунов», – считает соавтор старший автор исследования Альфред Мирский (Alfred Mirsky), профессор.

Нейроны соединены друг с другом с образованием цепи в определенных участках мозга, и они взаимодействуют с помощью химического сигнала, известного как глутамат. При возрастном упадке когнитивных функций этот процесс повреждает нейроны в точках, где они соединяются – синапсах. При нейродегенеративных расстройствах, таких как болезнь Альцгеймера, это способствует гибели нейронов.

Чтобы замедлить ход другого нейродегенеративного состояния, (известного как болезнь Лу Герига), рилузол применяют в качестве потенциального лечения, потому что он помогает контролировать высвобождение глутамата и его поглощения. Исследователи начали давать рилузол крысам, когда они достигли 10 месяцев, это эквивалентно среднему возрасту, когда обычно начинается их снижение когнитивных функций.

После 17 недель лечения исследователи проверили пространственную память крыс – тип памяти, наиболее легко изучаемый у животных, – и обнаружили, что память у них стала лучше.

Когда исследователи изучили мозг крыс, принимающих рилузол, они обнаружили изменения в гиппокампе, области мозга, причастной к памяти и эмоциям.

«Мы обнаружили, что во многих случаях старение связано с синаптическими изменениями, которые снижают силу и пластичность синапсов», – считает Джон Моррисон (John Morrison), профессор неврологии.

«В нашем исследовании этот феномен оказался стержнем, лежащим в основе механизма, который предотвращает возрастное снижение когнитивных функций. Компенсируя вредные изменения в уровнях глутамата, связанного со старением и болезнью Альцгеймера и важными изменениями в головном мозге, рилузол может предотвратить снижение когнитивных функций», – утверждает автор исследования Ана Перейра (Ana Pereira).

Она в настоящее время проводит клиническое испытание, чтобы проверить эффективность рилузола для пациентов с легкой формой болезни Альцгеймера.

Pereira, Ana C.; Lambert, Hilary K.; Grossman, Yael S.; Dumitriu, Dani; Waldman, Rachel et al. (2014) Glutamatergic regulation prevents hippocampal-dependent age-related cognitive decline through dendritic spine clustering // PNAS – p. 1421285111