Коклюш эволюционировал, необходимо менять вакцину?

В новом исследовании ученые выяснили, что штаммы Bordetella pertussis – граммотрицательные мелкие палочки (коккобактерии), вызывающие коклюш, заметно изменились.

Результаты исследования были опубликованы в статье научного журнала Journal of Infectious Diseases.

Авторами исследования в 2012 году в Великобритании и Уэльсе выявлено примерно 10 000 случаев заражения коклюшем, это намного больше, чем в период последнего пика инфекции, проходившей в 2008 году ( в данном году было зафиксировано 900 случаев).

Специалисты считают, что это является следствием новой вакцины, которую Минздрав страны начал использовать с 2004 года.

Авторы исследования утверждают, что новая вакцина, не содержащая бактерии (состоит из белков с поверхности коккобактерии), перестала защищать быстрее, чем предыдущая вакцина (цельноклеточная). Результатом этого стало то, что дети и взрослые лишаются защиты от коклюша.

В данном исследовании авторы изучили гены белков, расположенные на поверхности бактерии коклюша. Обнаружилось, что в новых штаммах белки, находящиеся в вакцине против коклюша, эволюционируют быстрее, чем обычно.В связи с этим защитная функция бактерии увеличилась. На сегодняшний день специалисты стараются выяснить, насколько данный процесс воздействует на вирулентность бактерии.

Если будет доказана эволюция бактерии коклюша под влиянием вакцины, ученые могут пересмотреть вопрос о ее замене: либо в вакцину будут добавлены вещества, повышающие иммуногенность антител (адъюванты), или же они вернут прежнюю цельноклеточную вакцину.

Sealey, Katie L.; Harris, Simon R.; Fry, Norman K.; Hurst, Laurence D.; Gorringe, Andrew R. et al. (2014) Genomic analysis of isolates from the UK 2012 pertussis outbreak reveals that vaccine antigen genes are unusually fast evolving // The Journal of Infectious Disease – p. jiu665