Ученые проследили эволюцию птичьего гриппа

Просмотров: 934

Опубликовано 30.12.2014, 23:36 (мск) Клара Галиева в Генетика, Инфекционные болезни, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)

Результаты исследования подчеркивают необходимость постоянного наблюдения за вирусами гриппа, циркулирующими на птицефабриках, и выявления изменений в вирусе H9N2, который может предупредить появление новых вирусов гриппа. Работа была сосредоточена на вирусе кур H9N2, который вызывает уменьшение производства яиц, и куры становятся уязвимыми к смертельной инфекции. Ученые из Китайского сельскохозяйственного университета Пекина возглавили это исследование.

Ученые использовали секвенирование генома и проследили эволюцию вируса H9N2 между 1994 и 2013 годами. Анализ показал, что генетическое разнообразие вируса H9N2 резко упало в 2009 году. С 2010 по 2013 год распространенность вируса H9N2 увеличилась, несмотря на широко распространенную вакцинацию цыплят.

Данные в этом исследовании предполагают, что появление H7N9 вируса птичьего гриппа, который вызвал две вспышки у людей в 2013 году, спровоцировал 115 подтвержденных случаев гибели людей. Зараженные куры вирусом H9N2, вероятно, заразились и другими вирусами птичьего гриппа от перелетных птиц и домашних уток, и у них поменялись гены. В результате вирус H7N9 был включен в шесть генов от H9N2.

«Последовательность вирусного генома позволила нам проследить, как H9N2 эволюционировал по времени и географии и способствовал появлению вируса H7N9, который являлся угрозой для здоровья человека в 2013 году», — сказал Роберт Вебстер (Robert Webster), член Санкт-Джуд из кафедры инфекционных болезней. «Знания, полученные от этого исследования, предполагают, что отслеживание генетического разнообразия H9N2 на птицефермах может обеспечить раннее предупреждение появления новых вирусов с потенциалом, чтобы вызвать пандемию».

Анализ также дал представление о вирусе H9N2, который появился в качестве основного подтипа в 2010 году, включенный в использование вакцин для домашней птицы.

Начиная с 1998 года вакцинация домашней птицы против H9N2 предотвращала вспышку гриппа в течение более чем десяти лет. Вакцины работают за счет присоединения колосовидного гликопротеида — гемагглютинина (ГА) к поверхности вируса гриппа, которые не позволяют вирусу заразить здоровые клетки. Изменения в гене, которые изменяют форму ГA, могут снизить эффективность вакцин, а также приводят к вспышкам заболеваний. Исследователи из Китайского сельскохозяйственного университета проверили эффективность вакцины против преобладающего H9N2 вируса в 2010−11 году. При работе с вакцинированными и не вакцинированными курами исследователи обнаружили, что вакцина не спасает вакцинированных цыплят от заражения. Эти неудачи показывают, что из-за мутации ГА вакцины были менее способны распознавать вирус.

Тенденция вирусов гриппа менять гены также способствовала повышению вируса H9N2 к распространению. Исследователи обнаружили, что до появления основного H9N2 у вируса поменялись гены на вирусы птичьего гриппа.

«Появление доминирующего H9N2 вируса было первым шагом в генезисе вирусов H7N9, потому что это значительно увеличило вероятность рекомбинации между H9N2 и другими подтипами гриппа», — утверждает Цзинхуа Лю (Jinhua Liu).

Pu, Juan; Wang, Shuoguo; Yin, Yanbo; Zhang, Guozhong; Carter, Robert A. et al. (2014) Evolution of the H9N2 influenza genotype that facilitated the genesis of the novel H7N9 virus // PNAS — p. 1 422 456 112