Бисфенол влияет на развитие мозга и приводит к гиперактивности рыбок

Просмотров: 1205

Опубликовано 15.01.2015, 07:03 (мск) Клара Галиева в Неврология, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (2 баллов, в среднем: 5,00 из 5)

Бисфенол, известный как BPA, производится в больших количествах по всему миру, его используют в потребительских товарах, в том числе в бытовых пластмассах. Многие производители заменили BPA другим химическим веществом бисфенолом S (BPS), который часто называют «бисфенол — А,» и считается, что он безопаснее.

В новом исследовании ученые из Университета Калгари представили доказательства того, что BPA и BPS вызывают изменения в развитии мозга и приводят к гиперактивности рыбок данио.

«Я был очень удивлен нашими результатами. Это была очень низкая доза, так что я не думал, что с использованием такой низкой дозы может быть такой эффект», — говорит доктор Деборах Курраш (Deborah Kurrasch).

Для исследования Курраш подвергал эмбрионы рыбок данио концентрации химических веществ, которые были обнаружены в реке Альберта, Канада. Воздействие BPA и BPS изменило сроки, когда нейроны образуются в мозгу рыбок данио.

«Эти результаты важны, поскольку они подтверждают, что внутриутробный период является особенно чувствительной стадией, и показывает, как воздействия химических веществ могут изменить развитие мозга», — говорит Кассандра Кинч (Cassandra Kinch).

«Во втором триместре в клетках мозга появляются нейроны, которые составляют наш мозг. При воздействии BPA или BPS нейронов появилось в два раза больше, некоторые появились слишком рано, а многие позже», — говорит Курраш.

Исследователи обнаружили, что число нейронов, генерируемых в мозгу развивающихся данио, увеличивается на 180%. Но в эксперименте при воздействии BPS число нейронов увеличилось на 240%. Это вызвало изменение в поведении рыбок, которые демонстрировали большую гиперактивность.

«Нахождение механизма, связывающего низкие дозы BPA с неблагоприятным развитием мозга и гиперактивностью, — почти то же самое, как найти дымящийся пистолет», — говорит Хамид Хабиби (Hamid Habibi), профессор токсикологии окружающей среды и сравнительной эндокринологии.

Необходимы дальнейшие исследования, чтобы проверить потенциальное воздействие бисфенола на человеческий мозг, развивающийся в утробе матери. Курраш рекомендует беременным женщинам ограничить использование предметов, содержащих бисфенол.

Рыбка данио является широко принятой биомедицинской моделью для изучения эмбрионального развития головного мозга. Около 80% генов, найденных у людей, имеют аналоги с данио и обладают очень похожими процессами развития.

Kinch, Cassandra D.; Ibhazehiebo, Kingsley; Jeong, Joo—Hyun; Habibi, Hamid R.; Kurrasch, Deborah M. (2015) Low-dose exposure to bisphenol A and replacement bisphenol S induces precocious hypothalamic neurogenesis in embryonic zebrafish // PNAS — p. 1 417 731 112.