Виагра может защитить печень от септических повреждений

Ученые из Университета Питтсбурга выяснили, что препараты, которые применяются для лечения эректильной дисфункции (ЭД), могут иметь и другое применение – они способны защитить печень от повреждений, вызванных сепсисом (системной воспалительной реакцией на инфекцию). Выводы исследования опубликованы в журнале Science Signaling.

Инфекция может привести к выбросу химических веществ, которые вызывают воспаление во всем организме, что приводит к опасным для жизни повреждениям органов, включая печень и почки, объяснил профессор Тимоти Биллиар (Timothy Billiar), заведующий хирургической клиникой медицинской школы университета Питтсбурга. Сепсис является основной причиной смертности в отделениях реанимации и интенсивной терапии.

«В течение десятилетий сепсис остаётся очень острой проблемой, так что вероятность того, что мы могли бы использовать при нём хорошо изученный препарат, который использовался по совсем другим показаниям, достаточно интересна», – сказал Биллиар.

Сепсис вызывает производство белка- цитокина, называемого фактором некроза опухоли, или TNF, который помогает бороться с инфекцией, но при слишком большой его выработке он наносит вред клеткам организма. В эксперименте на мышах учёные создали модель сепсиса и обнаружили, что силденафил, более известный как Виагра, стимулирует синтез белка, называемого циклическим GMP. Это, в свою очередь, привело к блокировке поверхностных ФНО-рецепторов мембран клеток, снижая сигнализацию проведения сигналов в клетки, что предотвращало повреждение печени. Эксперименты с клетками печени человека также показали защитный эффект препарата.

«Наше исследование показывает, что увеличение биодоступности циклического GMP может быть полезным в лечении воспаления, связанного с сепсисом», – сказал Биллиар. «Силденафил и другие препараты, улучшающие эректильную функцию, могут быть использованы на ранних стадиях сепсиса, чтобы предотвратить повреждения органов».

Исследовательская группа планирует подтвердить свои выводы на большем количестве экспериментов.

Deng M. et al. Shedding of the tumor necrosis factor (TNF) receptor from the surface of hepatocytes during sepsis limits inflammation through cGMP signaling //Science signaling. – 2015. – Т. 8. – №. 361. – С. ra11-ra11.