Получена структура белка, который поможет ученым синтезировать успокаивающие препараты нового поколения

Исследователи из Мичиганского Университета опубликовали в журнале Science детали атомной структуры белка TSPO. Он связан с тревожными расстройствами человека, и ученые надеются, что смогут синтезировать новый препарат в результате изучения белка.

TSPO был обнаружен в 1977 году во время исследований Валиума, который применяют для контроля симптомов тревоги. Белок тогда не был исследован в качестве потенциального препарата. Однако TSPO имеет некоторые интересные свойства, которые оказались полезными для медицины. Например, высокие уровни белка находятся в поврежденной ткани – это открытие имеет практическое применение в положительно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Здесь, TSPO помогает в визуализации областей воспаления мозга, так как его присутствие в высоких концентрациях указывает на поврежденные ткани.

Теперь, впервые исследователи создали на молекулярном уровне TSPO кристаллической структуры с помощью рентгеновских лучей. Теперь ученые смогли понять взаимодействие белка с холестерином, которое влияет на создание стероидных гормонов. Исследователи обнаружили, что TSPO играет ключевую роль в транспортировке холестерина в клетки – митохондрии, где холестерин переходит в эфирные стероидные гормоны.

Мутация TSPO связана с биполярным расстройством. Исследователи считают, что существенное отличие структуры мутации является ключом к разгадке того, почему мутантная форма ассоциируется с тревожными расстройствами.

Соавтор исследования Шелах Фергусон-Миллер (Shelagh Ferguson- Miller) говорит: «Многие ученые изучали этот белок, но что именно он делает, было трудно определить. Препараты и другие соединения можно было объединить с TSPO, но без знания структуры их влияние трудно интерпретировать. Теперь, когда мы получили структуру, она должна дать подсказку в отношении тревожных расстройств и стать основой для нового поколения нестероидных противовоспалительных препаратов».

Исследователи намерены работать с чистым белком человека, но утверждают, что получить достаточно белка из клеток человека для проведения таких исследований трудно.

Li, Fei; Liu, Jian; Zheng, Yi; Garavito, R. Michael; Ferguson-Miller, Shelagh (2015) Crystal structures of translocator protein (TSPO) and mutant mimic of a human polymorphism // Science – vol. 347 (6221) – p. 555-558