Ученые установили ранние признаки рака поджелудочной железы

Исследователи нашли молекулы, присутствие которых в крови может быть использовано для тестирования ранних признаков рака поджелудочной железы. Это заболевание затрагивает около 46 000 человек в год в США и занимает четвертое место по причине смерти от рака.

Компьютерная томография не может показать вам, являются ли образования в поджелудочной железе доброкачественными или злокачественными. Исследователи представили свои выводы в журнале PLoS ONE.

Только около 6% людей с раком поджелудочной железы живут более 5 лет после установления диагноза. Основная причина в том, что нет надежных инструментов ранней диагностики болезни, чтобы хирурги смогли вовремя удалить опухоль, прежде чем она даст метастазы.

Исследователи сейчас сосредоточены на группе молекул, называемых микроРНК. Они специально рассмотрели микроРНК, связанные с внутрипротоковыми папиллярными муцинозными новообразованиям (IPMNs). Они представляют собой тип поджелудочной кисты, которая может привести к раку поджелудочной железы, и выглядят как  предраковые полипы  при  раке толстой кишки.

Поражения IPMN можно увидеть на компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ), но эти методы сканирования не в состоянии указать на доброкачественную или злокачественную кисту. В настоящее время единственный способ, чтобы проверить, надо удалить их, – но это высокий риск, потому что это может привести к диабету и смерти.

Исследование показало, что имеются шесть микроРНК, которые имеют высокий и низкий риск поражений поджелудочной железы. МикроРНК – это небольшие молекулы, которые действуют как регуляторы и контролируют многие процессы рака в организме. Они могут быть найдены в опухолевой ткани, в крови и в других жидкостях организма.

Существует все больше доказательств, что микроРНК может служить ранним биомаркером рака поджелудочной железы. Исследователи из Университета Индианы обнаружили, что микроРНК можно использовать в качестве теста крови на рак поджелудочной железы. Исследователи предложили три микроРНК – микроРНК-10b, миР-155 и микроРНК-106b, которые указывают на первые признаки аденокарциномы протока поджелудочной железы – наиболее распространенный тип рака поджелудочной железы.

В новом исследовании Ли Моффитт (Lee Moffitt) изучал микроРНК, которая связана с высоким риском IPMN поражений, и должна быть удалена как можно скорее, чтобы избежать рака поджелудочной железы. Для этого ученые проанализировали IPMN ткани, удаленные у больных хирургическим путем. Они обнаружили шесть микроРНК, которые могут дифференцировать опухоли с высоким и низким уровнем риска. Шесть микроРНК способствуют прогрессии рака поджелудочной железы. Моффитт определил следующие шесть микроРНК: миР-100, миг-99b, миР-99А, миР-342 -3p, МиР-126 и микроРНК-130а.

Автор исследования и молекулярный эпидемиолог доктор Дженнифер Пермуф-Уэй (Jennifer Permuth-Wey) говорит: «Есть надежда, что это исследование поможет врачам точно прогнозировать тяжесть заболевания на момент постановки диагноза IPMN».

Permuth-Wey J. et al. A genome-wide investigation of microRNA expression identifies biologically-meaningful microRNAs that distinguish between high-risk and low-risk intraductal papillary mucinous neoplasms of the pancreas //PloS one. – 2015. – Т. 10. – №. 1. – С. e0116869.