Ученые обнаружили ген, который помог дарвиновым вьюркам выжить

Авторы нового исследования провели секвенирование ДНК 120 особей дарвиновых вьюрков (так называемые галапагосские вьюрки — эндемичная группа птиц, которая населяет остров Кокос и Галапагосские острова). Данный вид птиц считается идеальным для исследования адаптационных процессов и эволюции, так как они в свое время были полностью изолированы на Галапагосских островах на протяжении 2 млн лет. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature.

На протяжении 2 млн. лет дарвиновы вьюрки сформировали 15 видов, отличающиеся друг от друга размерами, формой клюва, тела и мелодией пения. Авторы исследования смогли понять, как эти птицы смогли адаптироваться к изменениям ареала: форма клюва вьюрки видоизменялась по мере того, как птицы начинали использовать в пищу другие виды растений и насекомых. Форма и размер клюва играет решающее значение для выживания вьюрок на островах, которые периодически испытывают экстремальные засухи, дожди и вулканическую активность.

Ученые в ДНК данных птиц обнаружили ген, известный как ALX1, который ранее был обнаружен в организме человека и мышей и отвечающий за формирование черт лица. Мутации данного гена приводят к серьезным врожденным дефектам у человека.

«Это интересный пример, где незначительная мутации в гене играет решающее значение для нормального развития и приводит к фенотипической [наблюдаемой] эволюции», – говорит ведущий исследователь Лейф Андерссон.

Форма клюва и размер сыграли значительную роль в эволюции вьюрков через естественный отбор при засухе.

Авторы исследования считают, что смогли понять роль межвидового скрещивания галапагосских вьюрков. Теперь ученым стало понятно, что именно данный вид скрещивания помог им адаптироваться к новым условиям и тем самым способствовал их выживанию на протяжении стольких лет существования. Кроме этого, межвидовое скрещивание дало возможность сохранения генетического многообразия галапагосских вьюрков.

Lamichhaney S. et al. Evolution of Darwin/’s finches and their beaks revealed by genome sequencing //Nature. – 2015. – Т. 518. – №. 7539. – С. 371-375.