Иммунная система влияет на эволюцию кишечных бактерий

Хорошо известно, что наше здоровье зависит от взаимодействия кишечных бактерий и иммунной системы. Было высказано предположение, что разнообразие бактерий в нашем кишечнике является результатом их совместного развития. Теперь, новое исследование доказывает, что иммунная система влияет на эволюцию кишечных бактерий. Исследование проведено учеными из Португалии и опубликовано в журнале Nature Communications.

иммунная система, эволюция, кишечные бактерии
Иммунная система влияет на эволюцию кишечных бактерий
©pixabay/OpenClipartVectors

Экспериментируя над лабораторными мышами, исследователи обнаружили, что, когда иммунная система нарушена, происходит изменение кишечных бактерий.

В кишечнике среда постоянно меняется, и кишечные бактерии реагируют на нее. Они должны адаптироваться к изменениям в пище, которую мы едим каждый день. Работа иммунной системы состоит в том, чтобы наблюдать за болезнетворными микроорганизмами и внимательно следить за тем, что происходит в кишечнике.

Новое исследование показывает, что здоровая иммунная система помогает формировать судьбу кишечных бактерий. В исследовании ученые изучали кишечную палочку у мышей. Кишечная палочка является распространенным микроорганизмом, который первым появляется в кишечнике человека и мыши сразу после рождения.

Исследователи сравнили кишечник здоровых мышей и тех, у кого не было белых кровяных клеток — ключевого компонента иммунной системы. Они обнаружили, что процессы переваривания и метаболизма у здоровых мышей быстро адаптировались при изменении в диете, но эти изменения произошли и у иммуннодефицитных мышей.

Когда они продолжили исследование, то заметили, что у мышей со здоровой иммунной системой генетические изменения в бактериях кишечника  сохраняются. А генетические изменения в бактериях кишечника у иммуннодефицитных мышей были другими, не как у здоровых мышей.

Результаты показывают, что можно предсказать, как бактерии кишечника будут развиваться у здоровых лиц, но это нельзя сделать у мышей с нарушением иммунной системы. Поэтому ученые предполагают, что лечение кишечных расстройств, таких как воспалительные заболевания кишечника, должно быть основано на уникальном сочетании кишечных бактерий человека.

В предыдущем исследовании ученые уже говорили о том, что кишечные бактерии влияют на иммунную систему.

Barroso-Batista J., Demengeot J., Gordo I. Adaptive immunity increases the pace and predictability of evolutionary change in commensal gut bacteria //Nature Communications. – 2015. – Т. 6.