Гены помогут в лечении травм сухожилий

Ученые стремятся выяснить, почему травмы сухожилий трудно поддаются лечению. Теперь, новое исследование на животных показывает, что ген, который играет важную роль в формировании сухожилия в начале жизни, также влияет на сохранение здоровья этой ткани. Ученые надеются, что это открытие поможет разработать генную терапию при заболеваниях и травмах сухожилий. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

PNAS, сухожилие
Разрыв ахиллова сухожилия (с) Википедия

Хироши Асахара (Hiroshi Asahara), профессор молекулярной и экспериментальной медицины, говорит: “Наши результаты должны помочь понять патогенез этого заболевания и обеспечить эффективный метод лечения”.

Сухожилие – это плотные пучки волокон коллагена и эластина, чья упругость и эластичность помогает сухожилиям оставаться сильными и гибкими. Тем не менее, остается мало клеток среди волокон, когда сухожилие полностью сформируется. Отсутствие клеток означает, что остается несколько «фабрик» для получения белка, которые помогают излечить любую поврежденную ткань.

Новое исследование показывает, что ген, называемый Mkx, является активным в процессе формирования эмбриона и помогает клеткам дифференцироваться в сухожильных тканях. Исследования на крысах помогли ученым обнаружить, что Mkx также активно участвует во взрослых этапах жизни и помогает удерживать сухожилия сильными и здоровыми.

Исследователи обнаружили, что отсутствие гена Mkx ускоряет образование хрящевых или костных клеток, что приводит к “окостенению”. Еще одно интересное наблюдение – Mkx является важным для измерения механических напряжений в сухожилиях до зрелого возраста.

Исследователи полагают, что их результаты приведут к разработке генной терапии, которая нацелена на ген Mkx как на способ укрепления сухожилий.

“Если мы изучим молекулярные механизмы развития сухожилия, мы можем применить полученные результаты для разработки новой регенеративной терапии заболеваний сухожилий и травм”, – говорит профессор Хироши Асахара.

Авторы другого исследования обнаружили генетические маркеры, связанные с посттравматическим стрессовым расстройством.

Suzuki H. et al. Gene targeting of the transcription factor Mohawk in rats causes heterotopic ossification of Achilles tendon via failed tenogenesis //Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2016. – С. 201522054.