Сахарный диабет 1 типа может быть вызван бактериями

Развитие сахарного диабета 1 типа может быть вызвано некоторыми формами бактерий, говорится в новом исследовании, проведенном учеными из Университета Кардиффа (Cardiff University) в Соединенном Королевстве. Результаты исследования опубликованы в научном журнале The Journal of Clinical Investigation.

сахарный диабет, The Journal of Clinical Investigation
(c) Pixabay/geralt

Исследователи показывают, как бактерии активируют Т-клетки – белые клетки крови, которые атакуют здоровые клетки вместо того, чтобы защитить их, вызывая сахарный диабет 1 типа. Диабет 1 типа составляет 5 % всех случаев диабета и наиболее часто диагностируется у детей и подростков.

Сахарный диабет 1 типа возникает, когда организм не в состоянии вырабатывать инсулин – гормон, отвечающий за регулирование уровня глюкозы в крови. В то время как точная причина диабета 1 типа остается неясной, предыдущие исследования показали, что данное состояние возникает, когда Т-клетки разрушают бета-клетки в поджелудочной железе, которые производят инсулин. Профессор Сьюэлл (Sewell) обнаружил высокую «перекрестную реактивность» среди Т-клеток, а это означает, что они могут реагировать на многочисленные триггеры, в том числе патогенные микроорганизмы. Как только бета-клетки разрушаются, инсулин больше не производится, а это означает, что пациенты будут нуждаться в пожизненной терапии инсулина, чтобы контролировать уровень глюкозы в крови.

В новом исследовании ученые обнаружили, что бактерии могут стимулировать Т-клетки, которые будут атаковать бета-клетки.

“Это проливает новый свет на то, как Т-клетки превращаются в убийц, что приводит к развитию сахарного диабета 1 типа”, – отмечает Дэвид Коул (David Cole).

Еще предстоит многое узнать о причине сахарного диабета 1 типа, ведь существуют и другие генетические и экологические факторы заболевания. Исследователи надеются, что их результаты помогут найти новые стратегии для диагностики, профилактики и лечения сахарного диабета 1 типа.

Авторы другого исследования утверждают, что инфекции дыхательных путей могут увеличить риск диабета 1 типа у детей.

Cole D. K. et al. Hotspot autoimmune T cell receptor binding underlies pathogen and insulin peptide cross-reactivity //The Journal of Clinical Investigation. – 2016. – Т. 126. – №. 6.

сахарный диабет, The Journal of Clinical Investigation