Скоро ученые смогут предотвратить поседение волос у человека

Исследователи обнаружили   ген,  который отвечает  за седые  волосы.   Опубликованное в научном журнале Nature Communications исследование показывает,  что  ген регуляторный фактор интерферона 4 (irf4) играет роль в появлении седых волос у человека.

седина, Nature Communications, irf4
©commons.wikimedia.org

Поседение  волос представляет собой процесс,  который  связан со старением. Считается,  что когда перестает производиться меланин – пигмент, придающий  волосам, коже и глазам цвет,  у человека появляется седина.

Исследователи из  Великобритании  задались целью определить,  влияет ли irf4  на поседение волос.  Они также хотели выяснить,  ответственны  ли определенные гены   за плотность  и форму человеческих  волос, например,  за кудрявые и прямые волосы.

Для  своих выводов ученые проанализировали ДНК 6 357  человек, из которых 55% составляли женщины  из пяти стран Латинской Америки: Бразилии, Колумбии, Чили, Мексики и Перу. Участники были   европейского, американского  и африканского происхождения.

Исследователи оценили у всех участников  их  форму  волос, цвет кожи, облысение и поседение, а у мужчин были  обследованы  борода и брови. Анализируя волосы и сравнивая  их с   геномом,  ученые  точно определили  гены, которые  влияют на  определенные  характеристики волос.

Ученые    обнаружили, что  ген irf4 связан  с седыми волосами, особенно  у людей европейского происхождения. Уже  известно, что ген irf4 помогает регулировать производство   меланина, который влияет  на цвет кожи, глаз и волос, но никогда раньше  его не связывали  с поседением волос. Исследователи  считают, что  изучение  роли  этого гена  поможет  в  борьбе  с седыми волосами.

Профессор  Андрес Руиз-Линарес (Andrés Ruiz-Linares) говорит: “Мы обнаружили первую генетическую взаимосвязь с поседением  волос, которая  помогла бы  понять аспекты  старения человека. Понимание механизма гена irf4  поможет разработать  способы, чтобы отсрочить поседение волос”.

Кроме того, ученые   обнаружили вариант гена, кодирующего сериновую протеазу  (PRSS53), который влияет на кудрявость волос.

«PRSS53 влияет на ферментные функции   волосяных  фолликул, которые  формируют растущие   волосы. Это  генетическое изменение связано  с прямыми волосами  у восточных азиатов и коренных американцев”, – говорит соавтор исследования профессор Десмонд Тобин (Desmond Tobin) из университета Великобритании.

Более того, исследователи   определили вариант гена EDAR, который отвечает за  густоту бороды, и вариант  гена FOXL2, который влияет на  густоту бровей.

Результаты исследования  показывают  генетическое  влияние на характеристики  волос, но  ученые признают, что  необходима дальнейшая работа, чтобы определить основные механизмы вариантов генов.

“Гены, которые мы определили, вряд ли работают  в изоляции, чтобы вызвать поседение или сделать волосы прямыми,  а брови густыми,  имеются еще  и  другие  факторы, которые   предстоит выявить”, – говорит Каустубх Адхикари (Kaustubh Adhikari).

Авторы другого исследования заявили, что разработали новое устройство для окраски волос.

Kaustubh Adhikari et al. A genome-wide association scan in admixed Latin Americans identifies loci influencing facial and scalp hair features // Nature Communications – 2016.

седина, Nature Communications, irf4