Ученые нашли ключ к механизму роста глиобластомы

Авторы нового исследования пришли к выводу, что ген, известный как OSMR, играет ключевую роль в стимулировании роста глиобластомы. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature Neuroscience.

глиобластома, Nature Neuroscience
Стволовые клетки опухоли головного мозга (с) Arezu Jahani-Asl

Что такое глиобластома?

Глиобластома является наиболее агрессивной формой опухоли головного мозга. К сожалению, на сегодняшний день нет эффективных методов лечения данного заболевания. В среднем, пациенты живут около 16 месяцев после постановки диагноза.

«Для того, чтобы разработать более эффективные методы лечения, нам необходимо лучше понять, что на самом деле происходит внутри этих опухолей», – говорит автор исследования Арезу Джахани-Асл (Arezu Jahani-Asl).

Ученые уже давно знали, что мутантный вариант гена, известного как EGFRvIII, продуцирует в глиобластоме определенные белки. Но попытки, направленные на отключение гена EGFRvIII у этих пациентов, терпели неудачи. Авторы данного исследования обнаружили, что ген OSMR был очень активен в клетках глиобластомы. Более того, ученые обнаружили, что чем активнее этот ген, тем меньше продолжительность жизни пациентов.

Ученые для своего исследования взяли образцы стволовых клеток опухоли головного мозга у пациентов с глиобластомой. Эти клетки, как правило, способны размножаться и образовывать новые опухоли при введении внутрь лабораторных мышей. Ученые обнаружили, что при отключении гена OSMR в клетках глиобластомы они теряли способность к образованию опухолей.

“Это означает, что данный ген является ключевой частью головоломки», – говорит соавтор исследования Рудницкий (Rudnicki).

Исследователи пришли к выводу, что эти два гена – OSMR и EGFRvIII – сообща способствуют росту опухоли. Ген OSMR производит свой белок, который сигнализирует ген EGFRvIII, чтобы он увеличил скорость и продуцировал белки, участвующие в развитии опухоли. При отключении гена OSMR происходит отключение гена EGFRvIII.

«Результаты исследования имеют важное клиническое значение», – говорит соавтор исследования Бонни (Bonni). «Это поможет разработать новый терапевтический метод лечения данной смертельной болезни».

Джахани-Асл в настоящее время разрабатывает антитела и небольшие молекулы, предназначенные для ингибирования гена OSMR или его взаимодействия с геном EGFRvIII.

«Если мы обнаружим, что они [антитела] помогут предотвратить образование опухоли у грызунов, мы будем готовиться адаптировать эти методы для тестирования на пациентах», – говорят авторы исследования.

Авторы другого исследования заявили, что нашли способ, при котором можно остановить распространение агрессивной опухоли.

Jahani-Asl A. et al. Control of glioblastoma tumorigenesis by feed-forward cytokine signaling //Nature Neuroscience. – 2016.

глиобластома, Nature Neuroscience