Ученые: слизь — это первая линия обороны

«Зализывать раны» — это не просто фразеологизм, а научно установленный факт. Наша слюна состоит из воды и слизи, при этом слизь играет важную роль. Она стимулирует белые кровяные клетки крови (лейкоциты) защищать нас от микроорганизмов.

«Белые кровяные клетки также расположены на слизистой оболочке рта и представляют собой первую линию обороны нашего организма против инфекционных агентов. Слизь во рту заставляет «забрасывать сети», которые ловят бактерии», — объясняет автор исследования Оле Соренсен (Ole Sørensen).

афтозный стоматит, слюна, слизь, лейкоциты, болезнь Бехчета
Ученые: слизь — это первая линия обороны
©Flickr/Peter Siroki

Данный механизм «отлова» сам по себе не новый, он впервые был обнаружен около десяти лет назад. Однако, авторы данного исследования считают, что «сети» в слизистой оболочке ротовой полости имеют особые свойства. Эти «сети» гораздо лучше захватывают и уничтожают бактерии, чем «сети», продуцируемые белыми кровяными клетками в других частях тела.

«Похоже, что именно слизь в слюне стимулирует белые кровяные клетки сформировывать эти эффективные «сети» из ДНК и белков», — утверждает Оле Соренсен.

Кроме этого ученые обнаружили, что два заболевания, которые проявляются язвами в ротовой области, связаны с недостатком выработки слюны, которая регулирует выработку «сетей».

Первая патология — это афтозный стоматит, распространенное заболевание, которое клинически проявляется язвами в ротовой полости и на губах. В легких случаях язвы незначительны и заживают в течение недели, но они также могут быть крупными и постоянными.

Вторая патология — это болезнь Бехчета, которая наиболее распространена на Востоке и в Средиземноморском регионе. Это заболевание вызывает проблемы не только ротовой полости, но поражения слизистых оболочек половых органов и глаза.

«Мы не можем точно определить, что данные заболевания вызваны от неспособности слизи стимулировать белые кровяные клетки производить эти «сети». Образование язв может быть вызвано и другими изменениями в слюне», — уточняет Оле Серенсен.

Автор исследования надеется, что сможет продолжить исследование этих связей. Пока неизвестна точная причина данных патологий и нет эффективного лечения. Пациентам с афтозным стоматитом обычно рекомендуют применять специальные жидкости для полоскания рта и зубные пасты, а пациентам с болезнью Бехчета принимать противовоспалительные препараты. Новая информация о слизи в продукции «сетей», возможно, приведет к созданию новых лекарственных средств в будущем.

Mohanty T. et al. A novel mechanism for NETosis provides antimicrobial defense at the oral mucosa //Blood. – 2015. – Т. 126. – №. 18. – С. 2128-2137.