Ученые выяснили, как Вьетнамская лихорадка убивает человека за 24 часа

Авторы нового исследования раскрыли механизм, как возбудитель Burkholderia pseudomallei, вызывающий «вьетнамскую лихорадку», проникает в головной мозг человека и убивает его уже через 24 часа после заражения. Ученые надеются, что результаты данного исследования помогут создать вакцину от этой инфекционной болезни, от которой, по статистике, ежегодно умирают более 90 тысяч людей в Юго-Восточной Азии. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Immunity.

лихорадка, Immunity
Burkholderia pseudomallei (с) Википедия

Мелиоидоз (вьетнамская лихорадка) занимает третье место по количеству смертей в Южной и Юго-Восточной Азии после ВИЧ и туберкулеза. Возбудителем является грамотрицательная бактерия Burkholderia pseudomallei, обитающая в заболоченной почве и мелких водоемах в этой местности. Клиническая картина мелиоидоза напоминает острый туберкулез.

Вьетнамская лихорадка может протекать в двух формах: в острой форме (с 40% летальным исходом) и в хронической форме. Многие ветераны Вьетнамской войны заразились данным возбудителем еще в 1970-х годах, однако первые симптомы мелиоидоза проявились только через 10-20 лет после возвращения.

Автор исследования Джеймс Сент-Джон с соавторами (James St John) из университета Гриффита (Griffith University) в Австралии выяснили, как этому микроорганизму удается проникнуть во все ткани тела, в том числе в спинной и головной мозг, который, как известно защищен гематоэнцефалическим барьером, в первые 24 часа после заражения.

В лабораторных условиях на мышах авторы исследования подробно изучили необычный механизм проникновения возбудителя данного заболевания. Как выяснилось, что Burkholderia pseudomallei может проникать в организм животных и человека, используя обонятельные нервы, расположенные в носовой полости в качестве своеобразных “шоссе”, по которым микроорганизм продвигается в сторону головного мозга и беспрепятственно проникает через гемато-энцефалический барьер. Затем, микроорганизм продвигается дальше, распространяясь через спинной мозг по всему организму.

“Представьте себе – вы гуляете на природе и вдохнули в себя микроорганизм, чьи споры находились в почве, и на следующий день он уже находится в вашем головном мозге и уже повреждает спинной мозг» — говорит Сент-Джон.

Джеймс Сент-Джон с соавторами смогли выделить несколько белков, которые бактерия применяет для проникновения в обонятельные нервы. Ученые считают, что изучение этих белков поможет создать средства защиты от Burkholderia pseudomallei.

Авторы другого исследования рассказали об особых свойствах пневмококков, которые могут вызывать менингит.

St John J. A. et al. Burkholderia pseudomallei rapidly infects the brainstem and spinal cord via the trigeminal nerve after intranasal inoculation //Infection and Immunity. – 2016. – С. IAI. 00361-16.

лихорадка, Immunity