Эпигенетические часы могут вычислить биологический возраст и предсказать продолжительность жизни

Просмотров: 155

Опубликовано 08.10.2016, 17:41 (мск) Клара Галиева в Генетика, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (1 баллов, в среднем: 5,00 из 5)

Некоторые люди, которые занимаются фитнесом и правильно питаются, умирают раньше сверстников, которые не ведут здоровый образ жизни. Новое исследование, опубликованное в научном журнале Aging, проливает свет на явление преждевременного старения.

старение

© Википедия

Эпигенетика — относительно новая сфера исследований, которая показывает диаграммы изменения хромосом без изменения самой последовательности ДНК. Ученые из Калифорнийского университета (University of California) в Лос-Анджелесе решили исследовать, как эпигенетика может повлиять на человеческое старение.

Дуглас Киль (Douglas Kiel), профессор Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School), говорит: «В гериатрии всегда бросается в глаза разница между хронологическим возрастом наших пациентов и физиологическим».

Чтобы изучить этот вопрос, ученые использовали данные 13 отдельных исследований. В целом, были проанализированы ДНК 13 000 людей. Записывая возрастные изменения в ДНК человека и производя расчет биологического возраста индивидуума, ученые обнаружили, что они могли бы точно предсказать продолжительность жизни. Ученые объясняют, что высокий биологический возраст — независимо от хронологического возраста- предсказывает раннюю смерть.

«Наше исследование нашло ценные подсказки того, что вызывает старение человека, отмечая первый шаг на пути разработки целевых методов, замедляющих этот процесс», — говорит Стив Хорват (Steve Horvath), профессор генетики человека и биостатистики.

Используя ряд молекулярных методов, ученые измеряли продолжительность жизни каждого человека. Одним из используемых методов были эпигенетические часы, разработанные профессором Хорватом в 2013 году.

Эпигенетические часы работают путем отслеживания метилирования, которое представляет собой процесс, в котором метильные группы добавляются к ДНК. Как правило, это приводит к снижению транскрипции генов, которая изменяет фенотип человека, не изменяя генотип.

Метилирование происходит естественным путем с течением времени. Ученые выявили, что сравнивая хронологический возраст индивида с биологическим возрастом его крови, они могут предсказать продолжительность жизни.

Исследователи обнаружили, что около 5% населения стареют быстрыми темпами.

Профессор Хорват говорит: «Ускоренное старение увеличивает риск смерти на 50% в любом возрасте».

Для сравнения возьмем двух 60-летних мужчин, которые имеют стресс на работе и курят. Но один человек имеет максимальную скорость старения, другой — среднюю. Вероятность того, что первый человек умирает в течение ближайших 10 лет составляет 75%, в то время как другой мужчина имеет только 60-процентный риск умереть в ближайшие 10 лет.

Эти результаты объясняют, почему некоторые люди, которые ведут здоровый образ жизни, умирают молодыми. Тем не менее, это не повод, чтобы начать курить и пить. Как отмечает профессор Хорват, традиционные факторы риска, такие как высокое артериальное давление и диабет, «по-прежнему прогнозируют смертность сильнее, чем эпигенетическая скорость старения».

Следующий шаг — это увидеть, как можно использовать эти результаты в реальных ситуациях.

Как объясняет доктор Киль: «Если мы сможем доказать, что метилирование ДНК ускоряет старение, мы можем разработать методы, чтобы замедлить скорость старения».

Важность эпигенетических изменений и как они влияют на преждевременное старение, еще предстоит объяснить. Может быть, они влияют на другие факторы, уже присутствующие в человеке. Например, возможно, они усиливают эффект некоторых заболеваний или мешают нашей способности бороться с ними.

Брайн Чэнь (Brian Chen) говорит: «В настоящее время мы пытаемся разработать подобные часы в моделях на животных. Это позволит понять роль эпигенетических часов по сравнению с другими маркерами старения. Животные помогают нам изучить различия на протяжении всей их жизни».

Авторы другого исследования заявили, что медленное старение клеток крови объясняет, почему латиноамериканцы живут дольше.

Chen, B. H., et al. «DNA methylation-based measures of biological age: meta-analysis predicting time to death» Aging (2016).

Понравилась новость? Читайте нас в Facebook