Микробиом: как он влияет на наше здоровье?

Ваш кишечник может содержать до 2 кг микробов. Это десятки триллионов микроорганизмов и 1000 видов бактерий, состоящих из 3 миллионов генов. Более того, две трети микробиомы являются уникальными для каждого человека. Но знаете ли вы, как микрофлора кишечника может влиять на ваше здоровье?

Бактерии в нашем кишечнике играют важную роль в пищеварении. Когда желудок и тонкий кишечник не в состоянии переварить определенные пищевые продукты, которые мы едим, кишечные микробы помогают нам. Кроме того, кишечные бактерии облегчают производство некоторых витаминов – таких как витамины группы В и К, которые играют важную роль в иммунной функции.

Но исследователи хотят узнать больше о том, как кишечные бактерии влияют на наше здоровье и риск развития заболеваний.

Уже давно известно, что желудочно-кишечный тракт плода считается стерильной средой. Микрофлора кишечника младенца формируется под влиянием грудного вскармливания. В кишечнике детей, находящихся на грудном вскармливании, находятся бифидобактерии, они считаются «дружественными» микроорганизмами. Тем не менее, некоторые исследования ставят под сомнение убеждение, что кишечник плода является стерильной средой, предполагая, что развитие микрофлоры кишечника начинается еще до рождения.

Исследование, опубликованное в журнале Research, выявило бактерии, в том числе Enterococcus и Staphylococcus, известный как меконий. Ученые считают, что бактерии передаются плоду из кишечника матери во время беременности. Хотя дискуссия по поводу того, рождается ли ребенок с кишечными бактериями продолжается, ученые пришли к согласию, что от рождения до старости наши бактерии постоянно изменяются.

Уникальным микробиом делает пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, и другие факторы окружающей среды. Некоторые исследования даже предложили, что состав кишечного микробиома находится под влиянием генов.

Прошлые исследования предположили, что разнообразие бактерий в кишечнике полезно для здоровья человека. Отсутствие разнообразия кишечных бактерий в начале жизни может быть стимулом для пищевой аллергии.

Все больше исследований считают, что бактерии в кишечнике могут влиять на восприимчивость человека к набору веса. Исследователи утверждают, что наши гены могут определить, какие бактерии живут в нашем кишечнике и как они могут влиять на увеличения веса. Исследование, проведенное учеными из Корнельского университета в Итаке обнаружило, что определенный штамм бактерий – Christensenellaceae чаще распространен у людей с низкой массой тела, и наличие этого конкретного штамма во многом зависит от генов. Более того, введение этой бактерии мышам уменьшает вес животного, указывая, что бактерии могут уменьшить вес и предотвратить ожирение. В 2012 году еще одно исследование предположило, что отсутствие бактерий в толстом кишечнике тоже может привести к ожирению.

Американские исследователи утверждают, что специфические бактерии в кишечнике – Lactobacillus johnsonii – могут играть роль в развитии лимфомы (рак белых кровяных клеток). А исследование, проведенное в Великобритании, показало, что кишечные бактерии, называемые Helicobacter Pylori, могут вызвать рак желудка и двенадцатиперстной кишки.

Но некоторые исследования доказывают, что бактерии могут помочь в лечении рака. Ученые обнаружили, что иммунотерапия и химиотерапия менее эффективны у мышей, лишенных бактерий кишечника, а лечение значительно лучше работает у мышей с нормальным кишечным микробиомом.

Не многие из нас знают, что кишечные бактерии влияют на психическое состояние. Кишечные бактерии влияют на регуляцию физиологических и психических процессов, в том числе на память, обучение и настроение. В самом деле, 95% запасов серотонина вырабатывается кишечными бактериями. Неудивительно, что кишечные бактерии связаны с рядом проблем психического здоровья, в том числе тревожных расстройств и депрессии.

Например, исследователи обнаружили, что пребиотики – углеводы, которые повышают здоровые бактерии в кишечнике – могут быть эффективными для снижения стресса и тревоги. Ученые обнаружили, что участники, получившие пребиотик, имели более низкий уровень «гормона стресса» кортизола.

«Снова и снова мы слышим от пациентов, что они не чувствовали депрессии или тревогу, пока не появились проблемы с кишечником» — сказал ведущий автор исследования доктор Кирстен Тиллиш (Kirsten Tillisch).

Аутизм затрагивает 1 из 68 детей в США. Исследования связали аутизм с экологическими факторами – такими как загрязнение окружающей среды, теперь ученые все чаще обращают внимание на роль кишечных бактерий в развитии данного состояния. Исследование, проведенное учеными из Аризонского государственного университета, обнаружило, что дети с аутизмом обладают пониженым уровнем трех видов кишечных бактерий – Prevotella, Coprococcus и Veillonellaceae – по сравнению со здоровыми детьми. Недавнее исследование обнаружило, что концентрация специфических химических веществ, производимых кишечными бактериями, называемыми метаболитами, в образцах кала детей с аутизмом отличается от образцов кала детей без расстройства.

Здоровое питание может способствовать наличию хороших кишечных бактерий. Потребление ферментированных пищевых продуктов – таких как мисо и квашеной капусты – повышает уровень ферментации бактерий в кишечнике. Кроме того, фрукты и овощи, которые содержат волокна и сахара, могут улучшить здоровье кишечных бактерий.

Ученые считают, что понимание способов улучшения здоровья с помощью кишечных бактерий имеет решающее значение.

Подробнее в статьях:

Everything you always wanted to know about the Gut microbiota // Gut Microbiota Worldwatch – опубликовано 11 марта 2015

That gut feeling // American Psychological Association – опубликовано 11 марта 2015

The maternal microbiome // Intensive loss of gut bacteria diversity – опубликовано 11 марта 2015