Хронический стресс повреждает головной мозг – научно доказано

Авторы нового исследования пришли к выводу, что хронический стресс действительно приводит к повреждениям нейронов головного мозга, особенно в миндалевидном теле (область головного мозга, отвечающая за эмоции и поиск внешних угроз). Результаты исследования опубликованы в научном журнале Molecular Psychiatry.

Molecular Psychiatry, стресс
(с) Molecular Psychiatry

“В прошлом мы уже выявляли признаки того, что миндалевидное тело особым образом реагирует на стресс. Проанализировав структуру трех его областей, мы выявили, что в средней части его нейроны сокращаются при хроническом стрессе. С другой стороны, результаты на мышах показали, что данный эффект можно уменьшить, применяя быстродействующие антидепрессанты”, — утверждает автор исследования Карла Наска (Carla Nasca) из университета Рокфеллера (The Rockefeller University).

Карла Наска с соавторами пришли к такому выводу, проведя наблюдение за поведением и работой головного мозга у нескольких десятков лабораторных мышей. Из материала исследования известно, что грызунов на протяжении трех недель помещали на несколько часов в особые камеры, где они не могли двигаться и где был минимальный доступ кислорода. В результате чего у грызунов развивался стресс, который проявлялся асоциальностью, потерей инициативы и склонности к поиску новых ощущений, а также  рядом других последствий. Авторы исследования считают, что это является следствием сокращения площади и длины нервных окончаний у звездообразных нейронов средней части миндалевидного тела.

Ученые считают, что сокращение длины окончаний между нервными клетками приводит к тому, что миндалевидное тело не может адаптироваться к новым условиям и “застревает” в том депрессивном состоянии, в котором оно оказалось в результате действия хронического стресса.

Карла Наска с соавторами считают, что это не является необратимым процессом – его  появление в головном мозге грызунов авторы исследования смогли остановить при помощи ацетил-L-карнитина, экспериментального антидепрессанта, еще не применяемого в клинической практике. По мнению ученых, данное вещество вырабатывается в небольших количествах нашими собственными клетками, что оставляет надежду на то, что в скором времени оно будет одобрено для применения в медицинской практике.

Авторы другого исследования утверждают, что обнаружены гены, ответственные за низкую продолжительность жизни и стресс.

Lau, T; Bigio, B; Zelli, D; McEwen, B S; Nasca, C (2016) Stress-induced structural plasticity of medial amygdala stellate neurons and rapid prevention by a candidate antidepressant // Molecular Psychiatry