Факторы, влияющие на развитие детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях

Факторы, влияющие на развитие детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях
Факторы, влияющие на развитие детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях

На развитие ребенка влияют такие факторы, как качество взаимодействия с ребенком его родителей, забота семьи о его здоровье и безопасности, а также опыт, предоставляемый ребенку в семье и в обществе (Guralnick, 1999). Качество взаимодействия между родителем и такие проявления взаимодействия, как отзывчивость взрослого, чувствительность, способность к постепенному выстраиванию диалога с ребенком, вовлеченность в эмоционально теплые обмены и т.д. могут влиять как на общие, так и на специфические показатели развития ребенка с синдромом Дауна.

В данной части анализа литературы рассматриваются исследования характеристик взаимодействия ребенка с синдромом Дауна и его ближайшего социального окружения. Проведенные в течение последних 20 – 25 лет исследования социально-эмоционального развития младенцев, в том числе младенцев с особыми потребностями, свидетельствуют о значительном влиянии качества социального окружения на психическое развитие, эмоциональное и соматическое состояние, психофизические показатели развития младенцев, воспитывающихся как в семьях, так и в условиях депривации. Младенцы с «особыми потребностями любить и быть любимыми» (Кривошей, 2003) проходят те же, что и типично развивающиеся дети, этапы социально-эмоционального развития (Пальмов, 1997), и, соответственно, нуждаются в постоянном эмоциональном взаимодействии с матерью, с близкими, сообществом.

Наличие у ребенка синдрома Дауна или иного медицинского диагноза, приводящего к ограничениям развития, оказывает влияние на мать, семью в целом, ближайшее окружение (Ditchfield, 1992; Stokes, Sinason, 1992; Guralnick, 1999; Пальмов, 2002). Так, наряду с индивидуальными психофизиологическими особенностями ребенка, его психическое развитие и последующая социальная адаптация во многом определяется ближайшим социальным окружением ребенка (Мамайчук, 2001, 2003; Sinason, 1992; Guralnick, 1999).