Генетические и экологические факторы влияют на развитие анорексии

По статистике, анорексия имеет самый высокий показатель смертности из всех психиатрических заболеваний, и на сегодняшний день существует острая необходимость в поиске терапевтических методов для данного расстройства пищевого поведения. Авторы нового исследования считают, что сочетание генетических и экологических факторов может спровоцировать развитие заболевания. Ученые из Медицинского Центра Колумбийского университета (CUMC) опубликовали результаты своей научной работы в журнале Translational Psychiatry.

анорексия, Translational Psychiatry
(с) luaxan.deviantart.com

Анорексия является третьим наиболее распространенным хроническим заболеванием среди молодых людей в США, коэффициент смертности при котором составляет  8-15%. Большинство люди с анорексией считают, что они имеют избыточный вес, даже если у них наблюдается дефицит веса, и они зацикливаются на еде и начинают маниакально контролировать свой вес.

Клиническая картина анорексии заключается в очень низкой массе тела, ограничениях в еде, постоянном стремлении к похудению, в страхе набрать вес и в искаженном восприятии своего тела. Кроме того, у некоторых девушек и женщин вследствие малого веса наблюдается аменорея (отсутствие менструации).

Авторы данного исследования считают, что риск развития анорексии вызван сочетанием генетических, биологических, психологических и социокультурных факторов, но главным препятствием в разработке новых методов лечения было отсутствие животных моделей, повторяющих клиническую картину заболевания человека.

Автор научной работы Лори Зельцер (Lori Zeltser) говорит, что хотя предыдущая животная модель анорексии включала некоторые факторы, однако, ученые не могли воплотить социальный стресс и генетические компоненты тревожности, наблюдаемые при анорексии у человека.

Ученые выяснили, что копия одного гена BDNF связана с анорексией и беспокойством как у мышей, так и у людей.

“Одной из причин анорексии у человека является давление со стороны сверстников, особенно тех кто, стремится быть худым”, – говорит Зельцер. “Люди предполагали, что мы не сможем воспроизвести эту причину на моделях мышей”, – продолжает она. “Мы решили воспроизвести эту причину и сосредоточиться на социальном стрессе, который может быть осуществлен только на одиночных мышах, а не в группах”.

Когда мышей-подростков с геном BDNF подвергли стрессу, социальной изоляции, а также строгой диете, исследователи отметили, что они  переставали есть, нежели мыши контрольной группы. Интересно, что когда исследователи провели эксперимент на взрослых мышах, изменении в поведении не наблюдалось. Кроме того, когда ученые применили один из факторов (стресс или диета), а не оба фактора на мышах-подростках с мутацией в гене BDNF, у мышей не наблюдались особые изменения в их пищевом поведении.

“Наши результаты показывают, что наличие одного фактора – генотипа недостаточно, чтобы вызвать анорексию как поведение, но оно дает предрасположенность к социальному стрессу и диете, особенно в подростковом возрасте. Нам необходимы все эти факторы единовременно, чтобы наблюдать нарушение пищевого поведения”, – комментирует свои выводы Зельцер.

На сегодняшний день ученые используют новую модель мышей, чтобы изучить сигнальные пути в головном мозге, которые также могут способствовать развитию анорексии. Они надеются в ближайшем будущем обнаружить новые мишени для лечения анорексии.

Авторы другого исследования обнаружили, что люди, страдающие анорексией, имеют очень «бедную» микрофлору в кишечнике, которая приводит к расстройству пищевого поведения.

Madra M., Zeltser L. M. BDNF-Val66Met variant and adolescent stress interact to promote susceptibility to anorexic behavior in mice //Translational Psychiatry. – 2016. – Т. 6. – №. 4. – С. e776.

анорексия, Translational Psychiatry