Учеными разработана ловушка для циркулирующих опухолевых клеток

циркулирующие опухолевые клетки, метастазирование
«Очень мало известно о кластерных ЦОК и их роли в прогрессировании и метастазировании рака. Это уникальное устройство позволяет отсортировать редкие группы клеток для дальнейшего анализа и при этом является малоинвазивным методом. Это своего рода прорыв в технологии, поможет дать больше информации о раке», — говорят авторы исследования.

В подавляющем большинстве случаев смерть от рака происходит из-за метастазирования, при котором раковые клетки распространяются, и образуются вторичные опухоли в других частях тела. Новое устройство позволяет отслеживать редкие миграции раковых клеток, что поможет подробно изучить метастазирование. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature Methods.

Один из способов распространения рака из первичной опухоли в другие части тела – когда опухолевые клетки отрываются и путешествуют по кровотоку. Эти циркулирующие опухолевые клетки (ЦОК) встречаются очень редко, либо путешествуют поодиночке или кластерами (скоплением). Одиночные ЦОК встречаются одна клетка на миллиард, а кластеры, как считается, еще реже.

Однако, хотя ученые знали о кластерных ЦОК, но не имели возможности, чтобы захватить эти неуловимые клетки и изучить их роль в метастазировании.

В этой научной работе учеными был достигнут определенный прогресс в разработке устройства, которое захватывает одиночные клетки ЦОК и это возобновляет интерес к кластерам.

Камнем преткновения в развитии технологий было как заманить в ловушку кластеры. Существующие методы выявления кластеров, которые были апробированы, не принесли желаемого результата.

Новое устройство называется Cluster-Chip, которое использует технологию микрофлюидов, способное заманить в ловушку ЦОК из всей необработанной крови.

Авторы исследования в своей работе использовали новое устройство для захвата и анализа скопления ЦОК у 60 пациентов с метастазами рака молочной железы, простаты и меланомы.

Они обнаружили кластеры ЦОК у 30-40% пациентов. Кластеры содержали от двух до 19 клеток.

Авторы исследования пришли к выводу, что их новое устройство фокусируется на структурные свойства кластерных ЦОК, а не их размер или наличие на их поверхности протеинов, и хорошо подходит для захвата кластерных ЦОК от различных видов раковых опухолей, особенно при меланоме.

Sarioglu, A Fatih; Aceto, Nicola; Kojic, Nikola; Donaldson, Maria C; Zeinali, Mahnaz et al. (2015) A microfluidic device for label-free, physical capture of circulating tumor cell clusters // Nature Methods