Учеными обнаружено лекарство, способное остановить рассеянный склероз

Просмотров: 849

Опубликовано 21.05.2015, 19:16 (мск) Руслан Хусаинов в Неврология, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)
рассеянный склероз

«Мы считаем, что обнаружили первую линию терапии, которая повлияет на качество жизни пациентов с рассеянным склерозом путем снижения инвалидности и прогрессирования заболевания», — утверждает автор исследования профессор Александр Прат (Alexandre Prat).

Новое исследование показывает, что блокировка молекул, которая разрушает иммунную систему, в 50% случаях уменьшает рассеянный склероз на мышиных моделях. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Annals of Neurology.

В своей статье авторы исследования из Канады описали, что обнаружили молекулу под названием MCAM (Melanoma Cell Adhesion Molecule), позволяющую белым клеткам крови проходить через гематоэнцефалический барьер и попадать в центральную нервную систему, где они могут вызывать повреждение нейронов при рассеянном склерозе.

В своей научной работе ученые описывают многообещающие результаты в лабораторных условиях на грызунах, у которых они блокировали MCAM. По мнению авторов, их препарат способен задержать наступление рассеянного склероза и существенно замедлить его развитие.

Лечение рассеянного склероза (РС) на сегодняшний день не существует, прогрессирование заболевания приводит к параличу, потере зрения. Во многих страха мира РС является основной причиной нетравматического паралича у лиц молодого возраста. Подсчитано, что во всем мире РС страдают 2, 3 млн человек. Рассеянный склероз является аутоиммунным заболеванием (иммунная система поражает собственные ткани). В случае с рассеянным склерозом иммунная система атакует ткани центральной нервной системы, которая включает головной, спинной мозг, а также зрительный нерв.

Как правило, гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) защищает центральную нервную систему от нападения иммунной системы. Однако, при РС происходит утечка в ГЭБ и позволяет белым кровяным клеткам (CD4 и CD8) проходить в ЦНС.

Эти клетки атакуют меилиновую оболочку (защитное покрытие нервных клеток), в результате чего ослабляется передача нервного импульса.

В предыдущих работах профессор Прат с соавторами показывали, что CD4 и CD8 клетки используют молекулу MCAM как «пропуск» через ГЭБ, чтобы получить вход в ЦНС.

В различных экспериментах на мышах ученые смогли заблокировать взаимодействие MCAM с белками, с которыми они связываются при болезни.

«Мы наблюдали существенное сокращение примерно на 50% заболевания у мышей с экспериментальным аутоиммунным энцефалитом (ЭАЭ) — наиболее широко используемой животной модели РС. Что особенно важно, что мы можем остановить болезнь уже на ранних этапах проявления», — утверждает автор исследования.

Авторы исследования сотрудничали с компанией Prothena, которая разработала препарат PRX003, который блокирует MCAM и тем самым останавливает переход лейкоцитов через гематоэнцефалический барьер. Компания планирует начать клинические испытания своего экспериментального препарата на здоровых добровольцах уже в конце июня этого года.

Larochelle, Catherine; Lécuyer, Marc-André; Alvarez, Jorge Ivan; Charabati, Marc; Saint-Laurent, Olivia et al. (2015) MCAM (+) CD8 T lymphocytes mediate CNS inflammation. // Annals of neurology