Учеными обнаружен гигантский древний вирус

древний вирус, Mollivirus sibericum, Pandoravirus sibericum
Учеными обнаружен гигантский древний вирус
©Matthieu Legendre et al.

Учеными из России и Франции в вечной мерзлоте на северо-востоке России найден новый гигантский вирус, которому дали название Mollivirus sibericum. На сегодняшний день это уже четвертая разновидность данного доисторического вируса, обнаруженная с 2003 года, и вторая на счету этой группы ученых.

«Если мы не будем бдительны и индустриализуем эти области без нужных предосторожностей, мы рискуем однажды разбудить вирусы, которые, как представлялось, уже были уничтожены – как оспа», – говорит один из исследователей Жан-Мишель Клаври (Jean-Michel Claverie).

Авторы исследования попытаются оживить Mollivirus sibericum в лаборатории, для этого поместят его в хозяина – одноклеточную амебу. Pithovirus sibericum — гигантский вирус, обнаруженный в той же местности в 2013 году, уже удалось оживить в чашке Петри.

Древние вирусы отличаются от современных тем, что они были не только больше размером, но и генетически намного сложнее. Как выяснилось, у Mollivirus sibericum более 500 генов, а другой гигантский вирус – Pandoravirus sibericum имеет около 2500 генов. Если сравнить их с современным вирусом гриппа А, то у него всего восемь генов.

Legendre, Matthieu; Lartigue, Audrey; Bertaux, Lionel; Jeudy, Sandra; Bartoli, Julia et al. (2015) In-depth study of Mollivirus sibericum, a new 30,000-y-old giant virus infecting Acanthamoeba // PNAS – p. 1510795112