Ученые выяснили, как заболевания десен взаимосвязаны с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

десна, бактерия, сердечно-сосудистые заболевания
©Tsute Chen

Авторы нового исследования выявили микроорганизмы, которые лежат в основе взаимосвязи заболеваний десен и сердечно-сосудистых заболеваний. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Infection and Immunity.

Ученые выявили активность бактерии под названием Porphyromonas gingivalis, микроорганизм, который приводит к развитию пародонтита — инфекционное заболевание десен, повреждающее не только мягкие ткани, окружающие зубы, но и костную ткань, которая их поддерживает.

Авторы исследования обнаружили, что Porphyromonas gingivalis изменяет экспрессию генов, кодирующую белки, которые приводят к воспалению и атеросклерозу коронарных артерий (сосудов, питающие сердце).

Атеросклероз — это хроническое заболевание артерий, образующееся вследствие нарушения жирового обмена и сопровождающееся отложением холестерина на наружной оболочке сосудов.

Предыдущие исследования уже показали, что Porphyromonas gingivalis присутствует в бляшках коронарных артерий у пациентов, перенесших инфаркт миокарда. Кроме этого, научные работы на животных выявили, что это вызывает и ускоряет атеросклероз аорты (главная артерия, отходящая от сердца к остальной части тела) и коронарных артерий.

В данном исследовании Торбьерн Бенгтссон (Torbjörn Bengtsson) с соавторами показывает основные молекулярные механизмы, лежащие в процессе образования атеросклероза.

Ферменты P. gingivalis приводят к воспалению в гладкомышечных клетках аорты. Ученые изучили как фермент P. gingivalis воздействует на эти клетки.

Результаты исследования показали, что при попадании P. gingivalis на гладкомышечные клетки аорты происходит выделение фермента под названием gingipains, который изменяет соотношение между двумя ангиопоэтинами (белки, участвующие в воспалении), в результате чего происходит воспаление, которое, как полагают ученые, играют важную роль в развитии атеросклероза ,

В частности, авторы исследования выявили, что фермент gingipains увеличивает экспрессию провоспалительных белков ангиопоэтина-2 (Angpt2) и экспрессию противовоспалительного белка ангиопоэтина-1(Angpt1).

Профессор Бенгтссон указывает, что их исследование показывает, что ферменты ginginpains, продуцируемые P. gingivalis, влияют на два белка.

«Наша цель — найти биомаркеры, которые смогут помочь нам диагностировать и лечить оба этих заболевания», — говорит соавтор исследования Бокси Чжан (Boxi Zhang).

Boxi Zhang et al. Gingipains from the periodontal pathogen Porphyromonas gingivalis play a significant role in regulation of Angiopoietin 1 and Angiopoietin 2 in human aortic smooth muscle cells // Infection and Immunity