Дети из бедных семей чаще имеют изменения в головном мозге, связанные с депрессией

Дети из семей с низкими доходами чаще испытывают изменения в головном мозге, которые вызывают риск развития депрессии, по сравнению с детьми из благополучных семей. Это заключение сделали ученые из Школы Медицины Вашингтонского университета в Сент-Луисе (Washington University School of Medicine). Автор исследования Динна Барч (Deanna Barch) опубликовала результаты своих исследований в научном журнале American Journal of Psychiatry.

Депрессия, бедность, The American Journal of Psychiatry
Дети из бедных семей чаще имеют изменения в головном мозге, связанные с депрессией
©commons.wikimedia.org

Ученые опирались на предыдущие исследования, которые установили, что у детей, выросших в бедности, объем серого и белого вещества в головном мозге был меньше. Кроме того, такие изменения мозга связаны с плохой успеваемостью.

В новом исследовании ученые решили изучить, может ли бедность привести к изменениям головного мозга и влиять на настроение и риск депрессии.

В исследовании участвовало 105 детей в возрасте 3-5 лет. Исследователи рассчитали уровень бедности их семей с использованием соотношения доходов и расходов на семью в год.

Дети в возрасте 7-12 лет  прошли функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ), что позволило исследовать их гиппокамп – область головного мозга, ответственная за обучение, память и регуляцию стресса, а также миндалевидное тело – область головного мозга, связанная со стрессом и эмоциями.

Исследователи выявили, что дети из семей с низким уровнем доходов имели слабые связи между левой частью гиппокампа и правой верхней лобной корой, а также между правым миндалевидным телом и извилинами. Они также обнаружили, что эти ослабленные соединения в головном мозге у детей дошкольного возраста вызывают больший риск развития клинической депрессии в возрасте 9 – 10 лет. Но исследователи считают, что возможно преодолеть некоторые изменения в структуре головного мозга путем улучшения домашней обстановки в семье ребенка.

Тем не менее, Барч подчеркивает: «Бедность не ставит ребенка на заданную траекторию, но нам следует помнить, что неблагоприятная обстановка в начале жизни влияет на развитие и функции мозга. И мы можем помочь детям перейти на лучшую траекторию развития».

Авторы другого исследования пришли к выводу, что дети из бедных семей почти в три раза чаще страдают ожирением.

 

Подробнее в научном журнале:

Barch D. et al. Effect of Hippocampal and Amygdala Connectivity on the Relationship Between Preschool Poverty and School-Age Depression //American Journal of Psychiatry. – 2016.
Barch D. et al. Effect of Hippocampal and Amygdala Connectivity on the Relationship Between Preschool Poverty and School-Age Depression //American Journal of Psychiatry. – 2016.