Головной мозг готовится к чтению еще до того, как ребенок научится этому навыку

Авторы нового исследования из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) пришли к выводу, что область головного мозга, которая отвечает за чтение, развивает необходимые нейронные связи еще до того, как ребенок начинает читать. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature.

Nature
(с) Fotolia/jolopes

В своей научной работе ученые обнаружили центр в головном мозге, отвечающий за чтение (visual word form area, — VWFA), еще до того, как ребенок научился читать. По данным авторов исследования, эта зона расположена в веретенообразной извилине у основания головного мозга и ответственна за распознавание строчных символов.

Из материала исследования известно, что дети, принимавшие участие в исследовании, были проанализированы дважды: в пятилетнем возрасте до того, как они научатся читать, и в возрасте восьми лет, после того, как они овладели навыком чтения. При помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) во время чтения у детей в возрасте 8 лет ученые точно определили VWFA. Кроме этого, детям была проведена диффузионно-взвешенная визуализация, позволяющая увидеть связи между VWFA и другими областями головного мозга.

Зейнеп Сейджин (Zeynep Saygin) с соавторами выяснили, что в возрасте до пяти лет никаких признаков реагирования на слова будущий центр чтения не демонстрирует, однако он уже различим на фоне соседних областей головного мозга в силу наличия характерных связей. Эти изображения настолько характерны, что они могут спрогнозировать точное место, где образуется VWFA.

Хотя область, которая сформируется в VWFA, у детей до 5 лет еще не отвечает за распознавание письменной речи, ученые считают, что, скорей всего, эта зона головного мозга уже выполняет ряд когнитивных функций высшего уровня, прежде чем начнет отвечать за чтение.

“Этот способ нейровизуализации можно использовать для того, чтобы попытаться реально помочь людям, даже до возникновения каких-либо у них проблем”, – говорит автор исследования Зейнеп Сэйджин (Zeynep Saygin).

Авторы другого исследования заявляют, что чтение книг продлевает жизнь пожилым людям.

Подробнее в научной статье:

Saygin Z Osher D Norton E Youssoufian D Beach S et. al. Connectivity precedes function in the development of the visual word form area // Nature Neuroscience – 2016