Особенности психического развития детей с болезнью Дауна 

Особенности психического развития детей с болезнью Дауна 
Особенности психического развития детей с болезнью Дауна

В литературе широко представлены данные об отставании детей с синдромом Дауна от здоровых сверстников, наиболее выраженное в речевой и познавательной областях. Индивидуальный темп и качественные особенности развития детей с синдромом Дауна определяются многими биологическими и социальными факторами: наличием сопутствующих соматических заболеваний, сенсорных и иных нарушений, особенностями социального окружения. Отдельные зарубежные исследования второй половины XX века продемонстрировали более выраженное отставание в развитии у детей с синдромом Дауна, которые воспитывались вне семьи в специальных учреждениях по сравнению с детьми с синдромом Дауна, живущими в семьях или имевшими опыт семейного воспитания. Отечественные публикации, отражающие проблему влияния места воспитания (семья или дом ребенка) на развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна за единичным исключением отсутствуют; не приводятся экспериментальные данные о темпе и уровне психического развития детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях в сравнении с детьми из домов ребенка.

В представленных в литературе исследованиях раннего взаимодействия матерей и младенцев с синдромом Дауна в целом отмечается более низкая по сравнению с матерями здоровых младенцев способность к подстраиванию, чтению сигналов младенца, более выраженная директивность и гиперстимуляция, что объясняется как особенностью социального поведения младенца с синдромом Дауна, так и эмоциональным состоянием матери. Изменение состояния матери и семьи в целом, а также адаптация родителей к особым потребностям ребенка с синдромом Дауна определяется системой отношений, ценностями и ресурсами семьи, а также доступностью и своевременностью профессиональной помощи. Отмечается, что нарушения в системе семейного взаимодействия могут оказывать негативное влияние на психическое развитие ребенка с синдромом Дауна.

Исследования продемонстрировали, что социальное окружения детей в домах ребенка, обеспечивая хороший уход, коррекционные и реабилитационные мероприятия, не отвечает основным потребностям младенцев в формировании отношений с близким взрослым. Экспериментальные данные о взаимодействии детей раннего возраста с синдромом Дауна и ухаживающих за ними взрослых в домах ребенка практически не представлены ни в отечественных, ни в зарубежных публикациях.

Согласно данным литературы программы раннего вмешательства позитивно влияют на речевое, двигательное, когнитивное и другие области развития детей с синдромом Дауна. Отмечается, что наиболее эффективными являются программы, воздействующие на систему «мать-младенец», а также обращающиеся к семье в целом. Отдельные отечественные публикации посвящены коррекции психологического взаимодействия детей с синдромом Дауна и их близких взрослых (Панарина, 2004). Однако в целом в отечественной литературе практически не представлена проблема научно обоснованной организации и оценки эффективности программ раннего вмешательства, направленных как на развитие ребенка с синдромом Дауна, так и на взаимодействие в паре «мать- младенец».