Распространенность пищевой гастроинтестинальной аллергии

Распространенность пищевой гастроинтестинальной аллергии
Распространенность пищевой гастроинтестинальной аллергии

Широкая распространенность и неуклонный рост аллергических заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей, разнообразие клинических проявлений и наличие сочетанных форм пищевой аллергии создают большие трудности в диагностике этой патологии и выборе адекватной терапии.

Гастроинтестинальная аллергия – аллергическое воспаление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, связанное с непереносимостью белков пищи. Гастроинтестинальная пищевая аллергия рассматривается как самостоятельная нозологическая форма с соответствующим шифром – К 52.2 (аллергический и алиментарный гастроэнтерит или колит, гиперсенситивный пищевой энтерит и колит) по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр).

По мнению Балаболкина И.И., пищевая аллергия может быть определена как извращенная иммунологическая реакция на пищу. С патофизиологических позиций к пищевой аллергии следует относить иммунологически опосредованные реакции непереносимости пищевых продуктов, обусловленные нарушениями в системе иммунитета. Они могут протекать как по гуморальным, так и по клеточным механизмам аллергии, т.е. с участием антител или сенсибилизированных лимфоцитов.

Важно, что пусковым фактором этих реакций являются именно компоненты пищи, в то время как проявления могут наблюдаться и со стороны органов, нс связанных с пищеварением (кожа, легкие).

Актуальность проблемы гастроинтестинальной аллергии связана с тем, что, с одной стороны, из года в год регистрируется рост заболеваний, обусловленных непереносимостью пищевых продуктов. С другой стороны, все более отчетливо выдвигается концепция о том, что в развитии непептических язв и неоплазий желудочно-кишечного тракта большое значение имеют пищевые антигены, например, такие как глютен. Современные технологии позволяют выделять из антигенов наиболее токсичные фрагменты. Благодаря появлению новых диагностических методов стало возможным определять антитела к пищевым продуктам и медиаторы аллергических реакций во всех средах человеческого организма.

В подавляющем большинстве случаев пищевая аллергия – первое проявление генетической предрасположенности к развитию атопии и пусковой фактор возникновения кожных, респираторных и гастроинтестинальных ее проявлений. Причем, если кожные проявления пищевой аллергии достаточно легко диагностируется, то разнообразные нарушения функции органов пищеварения далеко не всегда связывают с воздействием пищевого аллергена. При этом желудочно-кишечные проявления пищевой аллергии встречаются как в сочетании с другими симптомами, так и изолированно. В подавляющем большинстве случаев наличие нарушений со стороны органов пищеварения сопровождается развитием дисбактериоза кишечника. Беспокойство после еды, отказ от приема определенного продукта также могут свидетельствовать о наличии непереносимости пищи.

По данным Bock S.A., в течение первых 3 лет жизни частота пищевой непереносимости составляет 8% случаев с максимумом на первом году жизни, а снижение ее распространенности происходит после 6 лет.

Так, частота пищевой аллергии в Северной Америке составляет 10% в общей популяции (3% – среди детей и 7% – среди взрослых). В Европе пищевая аллергия фиксируется у 0,3% – 7,5% детей и 2% взрослых. По данным же шведской ассоциации аллергологов, уровень распространенности пищевой аллергии у детей школьного возраста составляет 32%.

На основании изучения распространенности пищевой аллергии среди детей в Нижнем Новгороде и Новгородской области, пищевая аллергия была выявлена у 17,3% детей. Исследования, проведенные в Республике Молдова, показали, что с 1997 по 2004 гг. в два с лишним раза увеличилось число детей с пищевой аллергией, чаще стали регистрироваться тяжелые и сочетанные формы аллергии. Причем пищевая аллергия на 7% чаще встречалась у детей из социально обеспеченных семей, где широко употреблялись продукты с выраженной аллергической активностью (кондитерские изделия, напитки, колбасы с высоким содержанием консервантов и красителей, экзотические фрукты и др.). Поражение желудочно-кишечного тракта отмечалось в среднем у 43,5% обследованных детей с пищевой аллергией.

Среди различных причин роста аллергической заболеваемости населения важное место занимает урбанизация. В зависимости от степени загрязненности воздуха, развития промышленного производства, количества автотранспорта, доступности разнообразных продуктов питания и ряда других факторов, частота аллергических болезней варьирует в широких пределах: от 35 до 395 и более на 1000 детского городского населения.

Исследования, проведенные в Дагестане, показали, что чаще данная патология встречается в условиях низменной зоны. При гастроинтестинальных проявлениях пищевой аллергии у детей младшей возрастной группы преобладали изменения со стороны кишечника, а не со стороны верхних отделов желудочно-кишечного тракта. Но с возрастом увеличивались изменения со стороны гастродуоденальной зоны (35,7%), у 53,1% школьников наблюдались сочетанные поражения и различные виды рефлюксов – 22%.

В Республике Хакасия пищевая аллергия была выявлена у 69% из 324 обследованных детей в возрасте от 1 года до 18 лет. Исследования, проведенные в Узбекистане, в Юнусабадском районе г. Ташкента показали, что на 1000 обследованных детей частота пищевой аллергии составила 57,8.

По данным Ногаллера (1983), среди больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и гепатобилиарной системы распространенность аллергии к продуктам питания выше, чем у лиц, не страдающих этой патологией, и колеблется от 5 до 50%. По данным других исследователей, у больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени и моче выделительной системы пищевая аллергия выявляется в среднем от 50 до 90%.

Часто аллергические реакции на пищевые продукты отмечаются у больных с аллергическими заболеваниями. Так при атопическом дерматите пищевая аллергия отмечается в среднем у 48% больных (у 30 – 40% детей и у 20% взрослых), среди больных поллинозом — у 45% больных, крапивницей — у 63%, бронхиальной астмой — у 8-15% пациентов, аллергическим ринитом -у 15%.

В группе людей с наследственной предрасположенностью к аллергии связь обострения заболевания с пищевыми аллергенами достигает 17%.

По данным Лавровой Т.Е. (2004), наибольшая распространенность пищевой аллергии отмечается у детей до 2-х лет, составляя от 6 до 8 %. В старших возрастных группах распространенность пищевой аллергией уменьшается и у взрослых составляет около 2%.

Балаболкин И.И. считает, что гастроинтестинальная пищевая аллергия диагностируется у 89% детей, больных атопическим дерматитом, связанным с пищевой сенсибилизацией.

Дебют пищевой аллергии у 65% детей возникает в возрасте до 1 года: в 25% – до 3 месяцев, в 15% случаев — от 3 до 6 месяцев, у 20% больных в возрасте от 6 до 9 месяцев, у 5 % – от 9 до 12 месяцев. Во втором полугодии жизни ребенка, помимо пищевой сенсибилизации, нередко присоединяется бытовая, пыльцевая и грибковая аллергия.

Согласно статистическим данным отечественных и зарубежных исследователей, в течение первого года жизни аллергия к белкам коровьего молока выявляется у 90% детей – атопиков. Как правило, это заболевание развивается у младенцев, находящихся на искусственном или смешанном вскармливании детскими молочными смесями. Клинические проявления непереносимости белков коровьего молока чаще всего возникают в возрасте от 1 недели жизни до 6 месяцев. Распространенность непереносимости белков коровьего молока у детей первого года жизни составляет от 1,9 до 7,5% (в Швеции — 1,9%, в Дании — 2,2%, в Нидерландах – 2,3%, в Великобритании – 2,5%, в США – 5,2%, Канаде – 7,5%).