Низкий уровень образования и умственной активности при болезни Альцгеймера

Просмотров: 345

Опубликовано 27.04.2015, 10:47 (мск) Руслан Хусаинов в Геронтология, Новости, Психиатрия

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)
Загрузка...
Низкий уровень образования и умственной активности при болезни Альцгеймера

Низкий уровень образования и умственной активности при болезни Альцгеймера

Эпидемиологические исследования показывают, что низкий уровень образования являются фактором риска для ускоренного снижения памяти и развития деменции в пожилом возрасте (D. Evans et al., 1993; A. Ott et al., 1995). Низкий уровень умственной активности на более поздних этапах жизни также способствует деменции, в то время как высокий уровень является фактором-протектором (A. Jorm et al., 1998).

В соответствии с «use it or lose it» (используй или потеряй) концепцией постоянная познавательная активность в течение жизни создает мозговой резерв, который защищает от деменции при старении (D. Saab, 1991), даже при наличии в мозге свойственной болезни Альцгеймера (БА) патологии (D. Davis et al., 1999). Показано, что образование увеличивает размер мозга (С. Coffey et al., 1999), в то время как в исследованиях выполненных с помощью МТР, обнаружено, что малый размер мозга является фактором риска БА (Е. Mori et al., 1997; Р. Schofield et al., 1997b). Взаимосвязь между низким уровнем образования и низким социальным положением может влиять на ассоциацию между образованием и БА (D. Evans et al., 1997). Так как низкий уровень образования, как правило, ведет к низкому социальному положению, то субординационный стресс может быть кофактором, усиливающим ассоциацию между низким образованием и БА. Интересно, что умственная активность и стресс могут иметь выход на один и тот же нейроэндокринный субстрат. Неонатальный хэндлинг и обогащенная окружающая среда в более старшем возрасте приводят к большей экспрессии глюкокортикоидных рецепторов в гиппокампе, что усиливает тормозные механизмы отрицательной обратной связи в работе ГТНС (A. Mohammed et al., 1993).Выявлено, что обогащенная среда в раннем детстве, познавательная активность в зрелом и пожилом возрасте приводят к увеличению толщины коры, размеров синаптических контактов и росту дендритов, что увеличивает пластичность (W. Van Gool et al., 1987; M. Rosenzweig, E. Bennett, 1996). У кроликов обогащенная среда влияет на уровень фактора роста нервов (Т. Pham et al., 1997). Нейротрофические факторы действуют в большей мере на активные нейроны, так как на этих нейронах выше экспрессия рецепторов к нейротрофическим факторам (Е. Tongiorgi et al., 1997). Трофический ответ нейронов на активацию поддерживается акгивность-зависимыми нейротрофическими факторами астроглии (I. Cozes, D. Brenneman, 1996). Таким образом, обогащенная окружающая среда увеличивает плотность дендритных контактов, увеличивает выживаемость нейронов у стареющих животных (G. Kempermann et al., 1998) и предохраняет от связанной со старением утраты синаптических связей, наблюдаемой у контрольных животных, находящихся в условиях сенсорной депривации (S. Saito et al., 1994). Показано in vitro, что предварительная электрическая стимуляция усиливает синаптическую связь между нервными клетками и увеличивает устойчивость к повышению уровня кальция (Р. Nelson et al., 1990).


Руслан Хусаинов (2111 Статей)
Должность - Координатор проекта. E-mail для связи - [email protected] Врач - ультразвуковой диагностики, детский травматолог-ортопед г. Санкт-Петербург.