Взаимодействие сотрудниц домов ребенка с детьми 

Взаимодействие сотрудниц домов ребенка с детьми 
Взаимодействие сотрудниц домов ребенка с детьми

Наблюдение за взаимодействием персонала с детьми показало, что за три наиболее присутственных часа работы на одного младенца до 10 месяцев приходится в среднем лишь 12 минут взаимодействия, ограниченного в основном выполнением режимных процедур (таких, как кормление, переодевание, подмывание, смена пеленок), которые выполняются персоналом часто молча, без вовлеченности в социальное взаимодействие с ребенком. Наблюдается низкая отзывчивость персонала на сигналы детей, безответный плач младенца до 3 месяцев может в среднем длиться около 12 минут, от 3 до 10 месяцев – 10 минут. Было обнаружено, что очевидная депривация младенцев связана с ограниченным количеством и длительностью контактов персонала с детьми, чрезвычайно бедной инициацией социального взаимодействия со стороны ухаживающих за детьми женщин, с редкими ответами на сигналы и инициации самих детей (Muhamedrahimov et al., 1996; Мухамедрахимов, 1999; Мухамедрахимов, Пальмов и др., 2003)

Результаты анализа видеозаписей кормления детей от 3 до 10 месяцев работающими в этой группе медицинскими сестрами и нянями показывают, что при наиболее долгом и интенсивном взаимодействии со взрослыми во время кормления (за три часа наблюдения около 5 минут на одного ребенка) наблюдаются рассогласованность взаимного поведения женщин и младенцев, недостаточное число инициатив и взаимообусловленных ответов, нарушение подстраивания под сигналы друг друга. Сотрудницы относятся к младенцу как к объекту кормления, в который необходимо как можно быстрее вложить пищу, лежащую на тарелке (средняя скорость кормления – 12 ложек в рот ребенка в минуту; около 30 прикосновений ложкой к лицу ребенка в минуту). Отсутствие навыков быстрого кормления негласно рассматривается персоналом как нерасторопность, «профессиональная некомпетентность», приводящая к большей нагрузке по кормлению детей для других сотрудников группы. Всякий раз, оказываясь в такой ситуации, ребенок испытывает насилие со стороны взрослых.

Обследование эмоционального состояния ухаживающих за младенцами сотрудниц дома ребенка показало, что, по сравнению с матерями детей в возрасте до 10 месяцев, у них значительно более высокие показатели ситуативной тревожности и депрессивности. Находящиеся в доме ребенка младенцы чувствительно реагируют на состояние и психологические особенности ухаживающих за ними женщин и подстраиваются под них. Так, выявлено, что чем выше показатель депрессивности и тревожности ухаживающей за ребенком женщины, тем реже она отвечает на взгляды ребенка взглядами ему в глаза и тем меньше инициирующих общение взглядов посылает ребенок (Мухамедрахимов, 1999; Аникина, Мухамедрахимов, 2004).

Единичные исследования, отражающие коммуникативное взаимодействие персонала с детьми с синдромом Дауна в домах ребенка свидетельствуют, что взрослые неадекватно подкрепляют социальные обращения младенцев с синдромом Дауна, что приводит к недифференцированности сигналов и инициаций детей (Панарина, 2004).