Проблема подготовки спортсменов-автогонщиков

спортсмены, автогонщики, автомобили
Проблема подготовки спортсменов-автогонщиков

Специальные исследования показали, что самостоятельные компоненты эффективности соревновательной деятельности тесно взаимосвязаны со спортивной результативностью. Качество восприятия и переработки информации в условиях соревновательной борьбы, а также принятие решений спортсменом относительно эффективного выполнения различных двигательных задач оказываются ограниченными вследствие пространственных и временных лимитов, определяемых правилами и условиями проведения соревнований, а также высокой конкуренцией соперников. Кроме того, факторы влияния информационного компонента психической нагрузки, характерные для соревновательной деятельности, требуют от спортсмена высокой мобилизации и перераспределения функциональных резервов организма. Это обусловлено характерной неопределенностью «отвлекающих» действий и момента начала основных действий соперника при стрессорных воздействиях и экстремальных двигательных режимах (максимальной скорости операций, координационной сложности действий). При этом личностная регуляция деятельности спортсмена имеет иерархическое строение, в котором различают общую и специальную структуру личности, а также индивидуальный стиль деятельности. 

В автомобильных гонках противоборство происходит при отсутствии непосредственного контакта между соперниками. Соревновательная борьба здесь характеризуется не только физическим и психическим напряжением, но и так называемым феноменом «публичного одиночества». При этом спортсмену, управляющему автомобилем и собственными движениями, необходимы анализ конкретной пространственно-зрительной ситуации, полная концентрация сознания на выполнении различных по характеру двигательных действий, исходя из информации, поступающей по каналам обратной связи. Кроме того, спортсмену необходимо вовремя и точно рассчитать пространственные, технические и скоростные параметры передвижения по заданному маршруту. 

Характерная особенность движения в спортивных ралли заключается в постоянной смене ландшафта и профиля траектории перемещения по шоссейным, грунтовым и горным дорогам. Группы спортсменов вступают в борьбу, протекающую, образно говоря, «на параллельных курсах». В этих условиях состязаний ориентирующая и регулирующая функции сознания в наибольшей мере связана с ориентировкой во времени, оценкой пространственных параметров, преодолением пространства, оценкой спортсменом собственного физического и психического состояния.

В условиях многочасовой скоростной езды на спортивном автомобиле наиболее важными факторами успеха являются не только собственно физическая и психологическая подготовленность автопилота, но также надежность автомобиля, которая предполагает его высокие динамичные качества, эффективность работы вспомогательных служб технического сопровождения, использования средств повышения безопасности движения.

Физиологические механизмы этих явлений объясняются главным образом значительным повышением рабочего возбуждения нервной системы с увеличением числа мышц, вовлекаемых в работу. Характерно, что при движениях, локализованных в ограниченной части двигательного аппарата, уровень обмена веществ в организме в целом может даже несколько снижаться относительно дорабочего уровня, о чем косвенно также свидетельствуют упомянутые выше данные об уменьшении кровообращения. Следует отметить, что разнонаправленные изменения обмена веществ в работающих и неработающих мышцах имеют место только при работе малого числа мышц. При малом количестве задействованных мышц некоторое увеличение их числа практически не вызывают соответствующих физиологических сдвигов.