Исследование показало, что соль перекрывает поступление энергии к иммунным регуляторам

Употребление слишком большого количества соли не только вредно для нашего артериального давления и сердечно-сосудистой системы, но также может негативно сказаться на иммунной системе. Международная исследовательская группа, координируемая учеными из Центра исследований воспаления VIB (VIB Center for Inflammation Research) и Университета Хассельта (Hasselt Universitу) в Бельгии, а также Центра Макса Дельбрюка (Max Delbrück Center) в Германии, сообщает в журнале Cell Metabolism, что соль может нарушать работу ключевых иммунных регуляторов, называемых регуляторными Т-клетками, нарушая их энергетический обмен.

Практическая значимость работы

Полученные результаты могут открыть новые возможности для изучения развития аутоиммунных и сердечно-сосудистых заболеваний.

Новизна исследования

Несколько лет назад исследования групп, возглавляемых профессором Домиником Мюллером (Dominik Müller) из Центра молекулярной медицины Макса Дельбрюка (Max Delbrück Center for Molecular Medicine) и профессором Маркусом Кляйневитфельдом (Markus Kleinewietfeld) из Центра исследований воспаления VIB и Университета Хассельта в Бельгии, обнаружили, что слишком большое количество соли в нашем рационе может негативно повлиять на метаболизм и энергетический баланс в определенных типах врожденных иммунных клеток, называемых моноцитами и макрофагами, и помешать им работать должным образом.

Исследователи также показали, что соль вызывает сбои в работе митохондрий, энергетических установок наших клеток. Вдохновленные этими выводами, ученые задались вопросом, может ли чрезмерное потребление соли также создавать аналогичную проблему в адаптивных иммунных клетках, таких как регуляторные Т-клетки.

Важные иммунные регуляторы

Регуляторные Т-клетки, также известные как Tregs, являются неотъемлемой частью адаптивной иммунной системы. Они отвечают за поддержание баланса между нормальной функцией и нежелательным избыточным воспалением. Tregs иногда называют «иммунной полицией», поскольку сдерживают плохих «парней», таких как аутореактивные иммунные клетки, и гарантируют, что иммунные реакции происходят контролируемым образом, не причиняя вреда организму хозяина.

Ученые полагают, что нарушение регуляции Tregs связано с развитием аутоиммунных заболеваний, таких как рассеянный склероз. Недавние исследования выявили проблемы в митохондриальной функции Tregs у пациентов с аутоиммунитетом, однако способствующие этому факторы остаются неопределенными.

«Учитывая наши предыдущие данные о влиянии соли на митохондриальную функцию моноцитов и макрофагов, а также новые наблюдения за митохондриями в Tregs у пациентов с аутоиммунными заболеваниями, нам было интересно, может ли натрий вызывать аналогичные проблемы у Tregs здоровых добровольцев», – комментирует Мюллер, который возглавляет лабораторию по изучению повреждений органов-мишеней, опосредованных гипертонией (Hypertension-Mediated End-Organ Damage Lab) в Центре Макса Дельбрюка и ECRC.

Предыдущие исследования также показали, что избыток соли может влиять на функцию Treg, вызывая аутоиммунноподобный фенотип. Другими словами, слишком большое количество соли делает Treg-клетки похожими на те, которые участвуют в аутоиммунных заболеваниях. Однако, как именно натрий ухудшает функцию Treg, еще не было обнаружено.

Соль нарушает митохондриальную функцию Tregs

Новое международное исследование, проведенное под руководством Кляйневитфельда и Мюллера и первым автором которого являются доктор Беатрис Кот-Реаль (Beatriz Côrte-Real) и доктор Ибрагим Хамад (Ibrahim Hamad), показало, что натрий нарушает функцию Treg, изменяя клеточный метаболизм путем вмешательства в выработку энергии митохондриями. Эта митохондриальная проблема, по-видимому, является первым шагом в том, как соль изменяет функцию Treg, приводя к изменениям в экспрессии генов, которые показали сходство с дисфункциональными Treg при аутоиммунных состояниях.

Даже кратковременное нарушение функции митохондрий имело долгосрочные последствия для приспособленности и иммунорегулирующей способности Tregs в различных экспериментальных моделях. Новые результаты исследования предполагают, что натрий может быть фактором, который может способствовать дисфункции Treg, потенциально играя определенную роль при различных заболеваниях, хотя это должно быть подтверждено в дальнейших исследованиях.

«Лучшее понимание факторов и лежащих в основе молекулярных механизмов, способствующих дисфункции Treg при аутоиммунитете, является важным вопросом в этой области. Поскольку Treg также играют роль при таких заболеваниях, как рак или сердечно-сосудистые заболевания, дальнейшее изучение таких эффектов, вызываемых натрием, может предложить новые стратегии изменения функции Treg при различных типах заболеваний», – подчеркивает Кляйневитфельд. «Однако необходимы будущие исследования, чтобы более подробно понять молекулярные механизмы этого и прояснить их потенциальную связь с заболеванием».

Авторы другого исследования утверждают, что выяснили, как соль повышает артериальное давление.