Морские змеи обрели цветовое зрение благодаря редкой генетической эволюции

Авторы нового исследования заявляют, что кольчатая морская змея эволюционировала, чтобы воспринимать более широкий диапазон цветов, чем ее предки. Ранние змеи утратили цветовое зрение во время адаптации к образу жизни в норах при тусклом свете, но морские змеи, населяющие более яркую морскую среду, восстановили цветовое зрение. Две из четырех интактных копий гена опсина змеи SWS1 развили новую чувствительность к более длинным волнам, доминирующим в океанских средах обитания, что позволило лучше различать цвета. Результаты научной работы опубликованы в научном журнале Genome Biology and Evolution.

Цветное зрение у морских змей

Ученые считают, что кольчатая морская змея, разновидность ядовитой змеи, обитающая в водах океана вокруг Австралии и Азии, по-видимому, эволюционировала, чтобы видеть расширенную палитру цветов после того, как ее предки потеряли эту способность в ответ на изменение среды. Цветовое зрение у животных в первую очередь определяется генами, называемыми зрительными опсинами. Хотя в ходе эволюции четвероногих (группа, включающая амфибий, рептилий и млекопитающих) имели место множественные потери генов опсинов, появление новых генов опсинов происходит крайне редко.

До этого исследования считалось, что единственная эволюция новых генов опсинов у рептилий, по-видимому, происходила у видов Helicops, рода змей из Южной Америки. В этом исследовании использовались опубликованные эталонные геномы для изучения генов зрительного опсина у пяти экологически различных видов змей.

История элапидов, семейства змей, в которое помимо кольчатой морской змеи входят кобры и мамбы, дает возможность исследовать молекулярную эволюцию генов зрения. Ранние змеи потеряли два гена зрительного опсина во время фазы рытья нор в сумерках и могли воспринимать только очень ограниченный диапазон цветов. Однако некоторые из их потомков теперь живут в более яркой среде; две устаревшие линии даже переместились из наземной среды в морскую за последние 25 миллионов лет.

Исследователи обнаружили, что кольцеобразная морская змея обладает четырьмя интактными копиями гена опсина SWS1. Два из этих генов имеют наследственную чувствительность к ультрафиолету, а два развили новую чувствительность к более длинным волнам, которые преобладают в океанских средах обитания.

Авторы исследования считают, что эта чувствительность может дать змеям лучшее различение цветов, чтобы различать хищников, добычу и/или потенциальных партнеров на красочном морском фоне.

Это резко отличается от эволюции опсинов у млекопитающих, таких как летучие мыши, дельфины и киты, во время экологических переходов; они испытали дальнейшие потери опсина по мере адаптации к слабому свету и водной среде.

«Самые ранние змеи утратили большую часть своей способности различать цвета из-за того, что прятались при тусклом свете», — заключает автор научной статьи Исаак Россетто (Isaac Rossetto). «Однако потомки морских змей теперь обитают в более яркой и спектрально сложной морской среде. Мы считаем, что недавние дупликации генов резко расширили диапазон цветов, которые могут видеть морские змеи. Для справки: у нас, людей, такая же повышенная чувствительность к цветам, в то время как кошки и собаки частично дальтоники, как те ранние змеи».

Авторы другого исследования утверждают, что обмен генами между вирусами и хозяевами подстегнул эволюцию