Детский процессуальный аутизм

Детский процессуальный аутизм
Детский процессуальный аутизм

Наиболее полно клинические аспекты детского процессуального аутизма были разработаны отечественными учеными. Так, в монографии В.М.Башиной (1999) мы находим критерии клинической диагностики такого аутизма:

а) возникновение у детей в первые 3 года жизни приступов эндогенного психоза;

б) формирование состояний, удовлетворяющих критериям детского аутизма как в активном периоде болезни, так и в постпсихотическом;

в) наличие в структуре состояний с картиной детского аутизма позитивных психопатологических симптомов и нарушений развития, одинаковая клиническая значимость этих двух рядов расстройств;

г) диссоциированный дезинтегративный дизонтогенез.

Автор подчеркивает, что в этих случаях клиническая картина заболевания не ограничивается негативными расстройствами и симптомами искаженного развития, а включает также и позитивную психопатологическую симптоматику. 

Перечисленные особенности во многом соответствуют более ранним наблюдениям отечественных детских психиатров, которые при детской шизофрении в постприступных периодах выявляли расстройства, сходные с ранним детским аутизмом. Ряд исследователей, например, L. Bender и G. Faretra G.(1972), даже были склонны относить раннюю детскую шизофрению к раннему детскому аутизму. Г.Е.Сухарева(1937) одним их признаков детских психозов считала аутизм. 

При начале заболевания в дошкольном возрасте были описаны кататонические симптомы с преобладанием состояний возбуждения, отсутствием каталепсии. 

В монографии Т.П.Симеон (1948) были охарактеризованы ведущие симптомокомплексы в клинике шизофрении раннего детского возраста, прослежена динамика психопатологических синдромов. И.А.Козловой (1967) показано, что для больных 1,5-3 лет наиболее характерны однообразные двигательные расстройства. 

В монографиях В.М.Башиной (1980,1989) отмечено, что при манифестации шизофрении в возрасте до 3 лет в клинической картине преобладают симптомы регресса. Были описаны как собственно регрессивные состояния, так и сочетающиеся с выраженными кататоническими расстройствами. При таких состояниях в первые 1,5-3 года от начала процесса формировался необратимый, тяжелый псевдоолигофренический дефект с эмоциональным оскудением, аутистическим поведением, стертыми аффективными и другими позитивными расстройствами. возникали обострения процесса, физиологических возрастных кризов. Регресс речи и поведения, как особая форма дизоитогенеза при шизофрении, по мнению М.Ш.Вроно (1986) не достигает степени необратимого изменения, в значительной мере носит «функциональный характер» и компенсируется в ходе продолжающегося развития ребенка и лечения болезни.