Генетический анализ может помочь понять, почему одни люди лучше учатся, чем другие

Новое исследование, проведённое доктором Маргаритой Маланчини (Margherita Malanchini) из Лондонского университета Королевы Марии и доктором Андреа Аллегрини (Andrea Allegrini) из Университетского колледжа Лондона (University College London), показало, что некогнитивные навыки, такие как мотивация и саморегуляция, играют не менее важную роль в определении академических успехов, чем интеллект.

Исследование, проведённое в сотрудничестве с международной командой экспертов, предполагает, что развитие некогнитивных навыков наряду с когнитивными способностями может значительно улучшить результаты обучения.

«Наше исследование ставит под сомнение давнее предположение о том, что интеллект является главной движущей силой академических достижений», — говорит доктор Маргарита Маланчини, старший преподаватель психологии в Лондонском университете Королевы Марии. — «Мы нашли убедительные доказательства того, что некогнитивные навыки, такие как упорство, настойчивость, академический интерес и ценность обучения, не только являются важными предикторами успеха, но и влияние этих навыков со временем усиливается».

В исследовании приняли участие более 10 тысяч детей в возрасте от 7 до 16 лет из Англии и Уэльса. В ходе исследования использовалось сочетание исследований близнецов и анализа ДНК для изучения сложного взаимодействия между генами, окружающей средой и успеваемостью.

Одним из наиболее поразительных открытий стало то, что генетика играет всё более важную роль в формировании некогнитивных навыков и их влиянии на академическую успеваемость. Анализируя ДНК, исследователи смогли построить «полигенную оценку» некогнитивных навыков — генетический снимок предрасположенности ребёнка к этим навыкам.

«Мы обнаружили, что генетические эффекты, связанные с некогнитивными навыками, становятся всё более предсказывающими академическую успеваемость в школьные годы», — объясняет доктор Андреа Аллегрини, научный сотрудник Университетского колледжа Лондона. — «Фактически, их эффект почти удваивается в возрасте от 7 до 16 лет».

Это открытие бросает вызов традиционному представлению об образовательных достижениях, определяемых главным образом интеллектом. Вместо этого исследование предполагает, что эмоциональный и поведенческий облик ребёнка, на который влияют как гены, так и окружающая среда, играет решающую роль в его образовательном пути.

Хотя генетика, несомненно, способствует развитию некогнитивных навыков, исследование также подчёркивает важность окружающей среды. Сравнивая братьев и сестёр, исследователи смогли изолировать влияние общей семейной среды от генетических факторов.

«Мы обнаружили, что, хотя общесемейные процессы играют значительную роль, растущее влияние некогнитивной генетики на академическую успеваемость остаётся очевидным даже внутри семей», — говорит доктор Андреа Аллегрини. — «Это говорит о том, что дети могут активно формировать свой собственный учебный опыт, основываясь на своей личности, склонностях и способностях, создавая петлю обратной связи, которая усиливает их сильные стороны».

Результаты этого исследования имеют глубокие последствия для образования. Признавая решающую роль некогнитивных навыков, школы могут разрабатывать целевые меры для поддержки эмоционального и социального развития учащихся наряду с их академическим обучением.

«Наша система образования традиционно фокусируется на когнитивном развитии», — говорит доктор Маргарита Маланчини. — «Пришло время сбалансировать этот фокус и придать равное значение развитию некогнитивных навыков».

Исследование также подчёркивает необходимость дальнейших исследований сложного взаимодействия между генами, окружающей средой и образованием. Понимая эти факторы, преподаватели и политики могут разработать более эффективные стратегии для поддержки общего развития учащихся и достижения лучших результатов обучения.

Литература:
Genetic associations between noncognitive skills and academic achievement over development, Nature Human Behaviour (2024). DOI: 10.1038/s41562-024-01967-9