Лорне Прендергаст (Lorna Prendergast) было 90 лет, когда она получила степень магистра в Мельбурнском университете (University of Melbourne) в 2019 году. Она сказала, что это послание другим людям: «Ты никогда не бываешь слишком стар, чтобы мечтать». И, очевидно, не слишком стар, чтобы учиться.
В том же году 94-летний Дэвид Боттомли (David Bottomley) стал старейшим человеком в Австралии, получившим степень доктора философии в Университете Кертина (Curtin University). Прадедушка сказал, что он еще не закончил учиться.
«Мне еще многое предстоит сделать», — заявил он.
Достижения Прендергаста и Боттомли являются примерами уровней обучения, на которые способны некоторые пожилые люди. В 2019-20 годах около 73 000 австралийцев старше 60 лет были зачислены на курсы профессиональной подготовки, общинного образования и университетские курсы. Этого достаточно, чтобы заселить город среднего размера.
Но термин «обучение на протяжении всей жизни» все чаще фокусируется на периоде обязательного образования и профессиональной подготовки в течение всей трудовой жизни, то есть до выхода на пенсию.
Профессор образования Стивен Биллетт (Stephen Billett) утверждает, что концепция обучения на протяжении всей жизни стала в большей степени связана с институциональным обеспечением учебного опыта. Обучение на протяжении всей жизни — это личный процесс, основанный на наборе опыта, который люди имели на протяжении всей своей жизни.
Обучение после выхода на пенсию
По словам Дэвида Истанса (David Istance), старшего научного сотрудника, результатом такого взгляда на обучение является преуменьшение значительного объема формального обучения, проходящего после выхода на пенсию.
Шотландские исследователи отслеживали учебную деятельность почти 400 жителей Глазго старше 60 лет. Используя широкое определение «обучения», исследователи обнаружили в выборке подмножество «активного старения».
Эта активная группа пожилых людей была «социально и технологически вовлечена, она участвовала в образовательных, физических, культурных, гражданских и онлайн-мероприятиях».
Такие результаты особенно важны, где население стареет из-за устойчивого низкого уровня рождаемости и увеличения продолжительности жизни. В результате пропорционально уменьшается число детей и увеличивается доля людей старше 65 лет.
За последние два десятилетия численность населения в возрасте 85 лет увеличилась на 110% (более чем вдвое) по сравнению с общим приростом населения в 35 %.
Целая жизнь сложной познавательной деятельности
Исследователь мозга Перминдер Сачдев (Perminder Sachdev) считает, что выживание в пожилом возрасте частично зависит от «целой жизни хороших усилий». Часть этих усилий — это основательное образование в годы нашего становления, а затем непрерывное целенаправленное обучение. Сачдев считает, что это создает лучшие когнитивные резервы и настраивает нас на более сложную когнитивную деятельность в течение всей жизни.
Но что такое целенаправленное обучение? Шведский обзор показал, что пожилые люди проходят формальное обучение для поддержания или повышения качества жизни, в том числе путем изучения новых вещей и обмена знаниями, а также для общения через социальные сети. Они также рассматривают занятия и курсы как средство развития навыков преодоления трудностей, которые повышают индивидуальную автономию, и как способ стимулирования их когнитивных способностей, чтобы предотвратить умственный упадок. Но многочисленные исследования последних десятилетий показали, что формальное образование — это лишь верхушка айсберга обучения взрослых.
Как показывает исследование в Глазго, многие пожилые люди продолжают свое обучение в других формах, помимо формальных курсов. Общие примеры включают швейные группы, клубы по наблюдению за птицами, туристические группы и музыкальные джем-сейшны.
Немногие из участников, вероятно, будут воспринимать свою деятельность в явных терминах обучения, однако все четыре причины для изучения шведского исследования, выявленные в таких группах, могут быть различимы.
Как и в исследовании Глазго, доля пожилых людей, занимающихся целенаправленным обучением, скорее всего, будет составлять подмножество большей части населения. Тем не менее, необходимо официальное и общественное признание того, что у пожилых людей есть как мотивация, так и способность продолжать учиться, в том числе и в возрасте 90 лет. Эти люди — «люди активного возраста«.
По словам Сачдева, ключом к максимально здоровому старению является повышение качества начального и непрерывного образования, поскольку это положительно влияет на наш головной мозг. Это не означает, что пожилые люди должны чувствовать себя обязанными заниматься «целенаправленным обучением». В конце концов, они не являются однородной группой, и некоторые могут решить, что это не то, чем они хотят заниматься.
Дэвид Истанс намекает, что некоторые согласны с устаревшим мышлением, что «вы не можете научить старую собаку новым трюкам».
Однако для пожилых людей, которые действительно хотят продолжать взаимодействовать с миром и имеют для этого возможности, необходимо обеспечить, чтобы «активное старение» было частью любой программы «обучения на протяжении всей жизни».
Давайте продолжим продвигать таких чемпионов по обучению старшего возраста, как Прендергаст и Боттомли, не как аутсайдеров, а как яркие огни в широком пространстве долго мерцающих звезд.
Авторы другого исследования заявили, что здоровье пожилых людей связано с мотивацией.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];