Ученые выяснили, как кишечные микроорганизмы могут эволюционировать и стать опасными

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature, ученые из Йельского университета (Yale University) описывают, как кишечные бактерии могут эволюционировать с течением времени, становясь более патогенными, приобретая способность мигрировать через кишечный барьер и сохраняться в органах за пределами кишечника, тем самым вызывая хроническое воспаление и связанные с ним патологии.

Гипотеза «дырявого кишечника»

Кишечные микроорганизмы связаны как с хорошим здоровьем, так и с развитием таких заболеваний, как аутоиммунные заболевания, воспалительные заболевания кишечника, метаболический синдром и даже нервно-психические расстройства. Одним из популярных объяснений пагубного воздействия кишечных микроорганизмов на здоровье была так называемая гипотеза «дырявого кишечника», согласно которой потенциально опасные бактерии покидают кишечник, вызывая хроническую воспалительную реакцию, которая может способствовать возникновению различных заболеваний.

«Но одна загадка заключается в том, как потенциально патогенные бактерии могут существовать у здоровых людей в течение десятилетий без видимых последствий для здоровья», — заявляет автор исследования Ноа Палм (Noah Palm).

Как микроорганизмы кишечника превращаются в патогенные?

Ученые изучили генетику и поведение потенциально патогенных видов бактерий, которых они вводили стерильным мышам. Со временем исследователи обнаружили, что бактерии разделились на 2 отдельные популяции: одна вела себя аналогично родовому штамму, а другая приобрела мутации ДНК, которые позволили им жить в слизистой оболочке кишечника и сохраняться в лимфатических узлах и печени после выхода из кишечника. В отличие от традиционных патогенов, которые вызывают быструю иммунную очистку, эти небольшие колонии трансплантированных бактерий остаются полускрытыми в органах и могут избегать внимания иммунной системы — по крайней мере, временно. Однако авторы исследования обнаружили, что их присутствие с течением времени может в конечном итоге спровоцировать воспалительные патологии, такие как аутоиммунные заболевания. Это явление может хотя бы частично объяснить, почему некоторые люди с потенциально патогенными бактериями никогда не заболевают, но риск заболевания увеличивается с возрастом.

Исследователи считают, что эта способность кишечных бактерий становиться более патогенными обусловлена ​​явлением, называемым «эволюция внутри хозяина», которое объясняет, почему отдельные виды бактерий, живущие в нашем кишечнике, способны адаптироваться и развиваться в течение нашей жизни. Это открытие предполагает, что факторы окружающей среды, которые влияют на скорость или траекторию эволюции внутри хозяина, также будут иметь важное влияние на развитие болезней, вызванных микроорганизмами кишечника.

Практическая значимость работы

Ученые считают, что понимание роли эволюции внутри хозяина в формировании поведения бактерий в кишечнике может в конечном итоге поможет разработать новые терапевтические вмешательства, которые способствуют предотвращению развития различных заболеваний, связанных с синдромом дырявого кишечника.

Авторы другого исследования утверждают, что на метаболизм статинов влияет микробиом кишечника.