На протяжении столетия многие города изрезаны дорогами с интенсивным движением транспорта. Широкие автомагистрали в настоящее время являются определяющей чертой большинства мегаполисов, постоянный поток автомобилей выбрасывает загрязнения в близлежащие районы.
Исследователи только начали понимать риски для здоровья, связанные со всем этим загрязнением. Длительное воздействие загрязнения воздуха, связанного с дорожным движением, — сложной смеси выхлопных газов, износа тормозов и шин, а также дорожной пыли — связано с повышенным уровнем сердечно-сосудистых заболеваний, астмы, рака легких и смертности.
Новое исследование Вашингтонского университета (University of Washington) предполагает, что подобные риски для здоровья наблюдаются и у людей, путешествующих по оживленным дорогам. Исследование, опубликованное в журнале Annals of Internal Medicine, показало, что нефильтрованный воздух в час пик значительно повышает артериальное давление пассажиров как в машине, так и в течение 24 часов спустя.
«Наш организм имеет сложный набор систем, которые пытаются постоянно поддерживать одинаковое давление в мозгу. Это очень сложная, жестко регулируемая система, и где-то, в одном из этих механизмов, загрязнение воздуха, связанное с дорожным движением, влияет на артериальное давление», — комментирует Джоэл Кауфман (Joel Kaufman), врач из Университета Вашингтона и профессор наук об окружающей среде и гигиене труда, который руководил исследованием.
Более ранний эксперимент, проведенный лабораторией Кауфмана, показал, что воздействие выхлопных газов дизельного двигателя повышает артериальное давление. Исследование дорожного движения было разработано для проверки этого вывода в реальных условиях путем выделения последствий загрязнения воздуха, связанного с дорожным движением.
Ученые водили здоровых участников в возрасте от 22 до 45 лет через пробки Сиэтла в час пик, одновременно контролируя их артериальное давление. В двух поездках в машину допускался нефильтрованный дорожный воздух, что соответствует тому, как ездят многие из нас. В третьей автомобиль был оснащен высококачественными HEPA-фильтрами, которые блокировали 86% твердых частиц. Участники не знали, ехали ли они по чистому воздуху или по проезжей части.
Вдыхание нефильтрованного воздуха привело к повышению артериального давления более чем на 4,50 мм рт. ст. (миллиметра ртутного столба) по сравнению с поездками с фильтрованным воздухом. Давление повышалось быстро, достигнув пика примерно через час после начала поездки и сохраняясь стабильным в течение как минимум 24 часов. Исследователи не проводили тестирование после 24-часовой отметки.
Размер увеличения сопоставим с эффектом диеты с высоким содержанием натрия.
«Мы знаем, что такое умеренное повышение артериального давления на популяционном уровне связано со значительным ростом сердечно-сосудистых заболеваний», — добавляет Кауфман. «Растет понимание того, что загрязнение воздуха способствует проблемам с сердцем. Идея о том, что загрязнение воздуха на дорогах при относительно низких уровнях может так сильно влиять на артериальное давление, является важной частью головоломки, которую мы пытаемся решить».
Результаты исследования также поднимают вопросы об сверхмелких частицах, нерегулируемом и малопонятном загрязнителе, который стал источником растущей обеспокоенности среди экспертов в области общественного здравоохранения. Сверхмелкие частицы имеют диаметр менее 100 нанометров и слишком малы, чтобы их можно было увидеть. Загрязнение воздуха, связанное с дорожным движением, содержит высокие концентрации сверхмелких частиц. В ходе исследования нефильтрованный воздух содержал высокие уровни сверхмелких частиц, хотя общий уровень загрязнения, измеренный по концентрации мелких частиц (PM 2,5), был относительно низким, что эквивалентно AQI 36.
«Сверхмелкие частицы — это загрязнители, которые были наиболее эффективно отфильтрованы в нашем эксперименте, другими словами, их уровни наиболее высоки на дороге и низки в фильтруемой среде», — объясняет Кауфман. «Итак, здесь мы видим намек на то, что ультрадисперсные частицы могут быть особенно важны для артериального давления. Чтобы доказать это, требуются дальнейшие исследования, но это исследование дает очень убедительный ключ к пониманию того, что происходит».
Загрязнение воздуха, связанное с дорожным движением, является основной причиной различий в качестве воздуха от населенного пункта к населенному пункту в большинстве мегаполисов.
«Это исследование является интересным, поскольку использует золотой стандарт лабораторных исследований и применяет его в дорожных условиях, отвечая на важный вопрос о влиянии на здоровье реальных воздействий. Исследования по этой теме часто с трудом разделяют последствия загрязнения от других воздействий на дорогу, таких как стресс и шум, но с нашим подходом единственной разницей между днями вождения была концентрация загрязнения воздуха», — заключает Майкл Янг, ведущий автор нового исследования. «Наши результаты ценны, потому что они могут воспроизводить ситуации, с которыми на самом деле сталкиваются миллионы людей каждый день».
Авторы другого исследования выяснили, как соль повышает артериальное давление.
Врач кардиолог, терапевт, врач функциональной диагностики АО «СЗЦДМ» (г. Санкт-Петербург), редактор и автор статей