Авторы нового исследования пришли к выводу, что Google и Яндекс не являются надежными источниками информации, связанной со здоровьем. Часто небольшие фрагменты текста, отображаемые в качестве предварительного просмотра результатов поиска, содержат неточную или недостаточную информацию. Исследование опубликовано в Материалах 30-й Международной конференции ACM по управлению информацией и знаниями (CIKM ’21: Proceedings of the 30th ACM International Conference on Information & Knowledge Management).
Материалы и методы исследования
Информация о домашних средствах и так называемых альтернативных методах лечения особенно проблематична, по мнению исследователей из Университета Мартина Лютера (Martin-Luther-Universität) в Галле-Виттенберге в Германии и Уральского федерального университета в России. Поэтому ученые предупреждают о возможных рисках для здоровья.
В качестве отправной точки немецко-российская команда использовала архив из 1,5 миллиарда запросов, отправленных в Яндекс — самую популярную поисковую систему России. Используя медицинские термины из Международной классификации болезней Всемирной организации здравоохранения в качестве соответствующей базы знаний, ученые выделили 1,2 миллиона запросов, содержащих симптомы, заболевания и так называемые альтернативные методы лечения. В этих запросах люди искали около 4400 различных заболеваний и симптомов и 1000 лекарственных растений или других домашних средств.
«Обычно люди искали информацию о частных, повседневных вопросах, таких как беременность или заболевания, передающиеся половым путем. В целом, лечение акне или целлюлита было более популярным, чем методы лечения рака», — говорит Александр Бондаренко, специалист по информатике.
Результаты научной работы
Большинство запросов, которые были набраны в виде вопросов, относились к одной из двух категорий: либо люди хотели знать, полезно ли конкретное средство для лечения определенного заболевания, либо они искали конкретные инструкции о том, как использовать определенное средство для лечения болезни.
«Последнее предполагает, что люди уже верят, что средство действительно работает, хотя в большинстве случаев нет абсолютно никаких доказательств», — объясняет доктор Павел Браславский, старший научный сотрудник и преподаватель Уральского федерального университета.
Затем команда проверила, как Яндекс и Google ответили на 30 наиболее часто задаваемых вопросов. Были проанализированы первые десять фрагментов результатов по каждому вопросу. Фрагменты — это короткие отрывки текста, которые поисковая система отображает в качестве предварительного просмотра результатов поиска. Команда проверила точность ответов на фрагменты, а также то, содержали ли они предупреждения о возможных рисках для здоровья. Медицинский специалист команды провел поиск в базах данных медицинских исследований «Cochrane», «PubMed» и «BioMed Explorer» по всем заболеваниям и предлагаемым средствам лечения.
Яндекс ложно заявлял в 44 процентах случаев, что конкретное лекарство работает против определенной болезни, хотя научных доказательств в поддержку этого не было. Для Google это произошло примерно в трети всех случаев. Более того, команда обнаружила предупреждения о потенциально токсичных веществах только в 13 (Яндекс) и 10 процентах (Google) случаев соответственно.
Обсуждение исследования
«Информация, приведенная в фрагментах, как правило, подтверждает существующую предвзятость или неверие и слишком редко дает адекватные предупреждения о возможных рисках для здоровья», — заключает Бондаренко.
По его словам, это особенно проблематично, поскольку предыдущие исследования показали, что люди склонны верить в целебную силу определенных средств, хотя чаще всего для них нет научных доказательств. Поэтому исследователи утверждают, что результаты поиска в поисковых системах по медицинским вопросам должны сопровождаться более четкими предупреждениями о возможных рисках для здоровья.
Авторы другого исследования заявляют, что поиск в интернете симптомов заболеваний менее опасен, чем предполагалось.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];