Младенцы превосходят искусственный интеллект в «психологии здравого смысла»

Согласно новому исследованию, младенцы превосходят искусственный интеллект в определении того, что мотивирует действия других людей. Результаты научной работы подчеркивают фундаментальные различия между познанием и вычислениями, указывают на недостатки в современных технологиях и на то, где необходимы улучшения для того, чтобы искусственный интеллект более полно воспроизводил человеческое поведение. Результаты научной работы опубликованы в журнале Cognition.

Новизна исследования

«Взрослые и даже младенцы могут легко делать выводы о том, что движет действиями других людей», – объясняет Мойра Диллон (Moira Dillon), сотрудник кафедры психологии Нью-Йоркского университета (New York University) и автор статьи, которая опубликована в журнале Cognition.

«Современный искусственный интеллект показывает, что сделать эти выводы непросто. Новая идея поставить младенцев и искусственный интеллект лицом к лицу перед одними и теми же задачами позволяет исследователям лучше описать интуитивные знания младенцев о других людях и предложить способы интеграции этих знаний в искусственный интеллект», – добавляет она.

«Если искусственный интеллект стремится создать гибких, мыслящих здравым смыслом людей, какими становятся взрослые люди, тогда машины должны использовать те же основные способности, которыми обладают младенцы, для определения целей и предпочтений», – считает Бренден Лейк (Brenden Lake) из Нью-Йоркского университета и один из авторов статьи.

Актуальность исследования

Хорошо известно, что младенцам могут нравятся некоторые люди – о чем свидетельствует то, как долго они смотрят на них, чтобы понаблюдать за их действиями и вступить с ними в социальный контакт. Предыдущие исследования, посвященные «психологии здравого смысла» младенцев — их пониманию намерений, целей, предпочтений и рациональности, лежащих в основе действий других людей, — показали, что младенцы способны приписывать цели другим и ожидать, что они будут добиваться их рационально и эффективно. Способность делать такие прогнозы является основополагающей для социального интеллекта человека.

И наоборот, «искусственный интеллект здравого смысла», управляемый алгоритмами машинного обучения, напрямую предсказывает действия. Однако чего не хватает искусственному интеллекту, так это гибкости в распознавании различных контекстов и ситуаций, которые определяют поведение человека.

Тест детской интуиции

Чтобы развить фундаментальное понимание различий между способностями человека и искусственного интеллекта, исследователи провели серию экспериментов с 11-месячными младенцами и сравнили их ответы с теми, которые были получены с помощью современных моделей нейронных сетей, основанных на обучении.

Для этого ученые использовали «Тест детской интуиции» — шесть заданий, исследующих психологию здравого смысла. Тест детской интуиции был разработан для изучения как младенческого, так и машинного интеллекта, позволяя сравнивать производительность младенцев и машин и, что немаловажно, обеспечивая эмпирическую основу для создания человекоподобного искусственного интеллекта.

В частности, младенцы смотрели серию видеороликов с простыми анимированными фигурами, движущимися по экрану — похожими на видеоигру. Действия фигур имитировали человеческое поведение и принятие решений посредством поиска объектов на экране и других движений. Аналогичным образом исследователи построили и обучили нейросетевые модели, основанные на обучении, – инструменты искусственного интеллекта, которые помогают компьютерам распознавать паттерны и имитировать человеческий интеллект, – и протестировали реакцию моделей на точно такие же видеоролики.

Результаты научной работы

Их результаты показали, что младенцы распознают человеческие мотивы даже в упрощенных действиях анимированных фигур. Младенцы предполагают, что эти действия обусловлены скрытыми, но последовательными целями — например, поиск на экране одного и того же объекта независимо от того, в каком месте он находится, и эффективное перемещение этой формы даже при изменении окружающей среды. 

Принятие этой “парадигмы удивления” для изучения машинного интеллекта позволяет проводить прямые сравнения между количественным показателем удивления, используемым алгоритмом, и хорошо зарекомендовавшим себя человеческим психологическим показателем удивления – временем, в течение которого младенцы смотрят. Модели не показали таких доказательств понимания мотивов, лежащих в основе таких действий, показывая, что в них отсутствуют ключевые основополагающие принципы психологии здравого смысла, которыми обладают младенцы.

«Фундаментальные знания младенца ограничены, абстрактны и отражают наше эволюционное наследие, однако они могут соответствовать любому контексту или культуре, в которых этот младенец мог бы жить и учиться», – заключает Диллон.

Авторы другого исследования утверждают, что искусственный интеллект поможет спрогнозировать эффективность химиотерапии рака молочной железы.