Frontiers in Aging Neuroscience: люди, посещающие курсы обучения для взрослых, имеют меньший риск развития деменции

Как же нам лучше всего поддерживать мозг в хорошей форме, когда мы становимся старше? Хорошо известно, что регулярная когнитивная деятельность, например, разгадывание головоломок или некоторые видеоигры в среднем и пожилом возрасте, имеет тенденцию защищать нас от снижения когнитивных функций и деменции, такой как болезнь Альцгеймера. Но многие из нас регулярно посещают занятия для взрослых, например, изучая иностранный язык или новый навык. Связано ли это с меньшим риском снижения когнитивных функций и деменции?

Ответ – да, по мнению исследователей из Института развития, старения и рака Университета Тохоку (Institute of Development, Aging and Cancer of Tohoku University) в Сендае, Япония, которые впервые показали это в новом исследовании, опубликованном в научном журнале Frontiers in Aging Neuroscience.

«Здесь мы показываем, что люди, которые посещают курсы обучения для взрослых, имеют меньший риск развития деменции пять лет спустя», — сказал доктор Хикару Такеучи (Hikaru Takeuchi), первый автор исследования. «Образование взрослых также связано с лучшим сохранением невербальных рассуждений (любых рассуждений, в которых используются когнитивные навыки) с возрастом».

Британский биобанк 

Такеучи с соавтором, доктором Рюта Кавасима (Ryuta Kawashima), профессором того же института, проанализировали данные Британского биобанка, в котором хранится генетическая и медицинская информация примерно от полумиллиона британских добровольцев, из которых был проанализирован 282 421 участник для этого исследования. Они были зачислены в исследование в период с 2006 по 2010 год, когда им было от 40 до 69 лет. В среднем на момент проведения настоящего исследования за ними наблюдали в течение семи лет.

На основании генотипа по 133 соответствующим однолокусным полиморфизмам (SNP) в их ДНК участникам была присвоена индивидуальная прогностическая «оценка полигенного риска» деменции. Участники самостоятельно сообщали, посещали ли они какие-либо образовательные занятия для взрослых, не указывая их частоту, предмет или академический уровень.

Авторы исследования сосредоточили внимание на данных регистрационного визита и третьего оценочного визита в период с 2014 по 2018 год. Во время этих визитов участникам предлагался ряд психологических и когнитивных тестов, например, на подвижный интеллект, зрительно-пространственную память и время реакции.

За период исследования у 1,1% участников выборки развилась деменция.

Снижение риска развития деменции

Такеучи и Кавасима показали, что участники, принимавшие участие в обучении взрослых при зачислении в исследование, имели на 19% меньший риск развития деменции, чем участники, которые не обучались. Это справедливо как для кавказцев, так и для представителей других национальностей.

Важно отметить, что результаты были схожими, когда из исследования были исключены участники с диабетом, гиперлипидемией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком или психическими заболеваниями. Это означает, что наблюдаемый более низкий риск не был обусловлен исключительно тем, что участники с начинающейся деменцией не могли продолжить обучение для взрослых из-за симптомов этих известных сопутствующих заболеваний.

Результаты также показали, что участники, принимавшие участие в занятиях по обучению взрослых, сохраняли подвижный интеллект и невербальное мышление лучше, чем их сверстники, которые не проходили обучение. Однако образование взрослых не повлияло на сохранение зрительно-пространственной памяти или времени реакции.

Необходимость рандомизированных клинических исследований

«Одно из возможных объяснений заключается в том, что интеллектуальная деятельность оказывает положительное воздействие на нервную систему, что, в свою очередь, может предотвратить деменцию. Но наше исследование является наблюдательным лонгитюдным, поэтому, если существует прямая причинно-следственная связь между образованием взрослых и более низким риском развития деменции, она может быть в любом направлении», — добавил Кавасима.

Такеучи предложил провести рандомизированное клиническое исследование, чтобы доказать наличие защитного эффекта образования для взрослых.

«Это могло бы принять форму контролируемого исследования, в котором одной группе участников предлагается принять участие в образовательных занятиях для взрослых, в то время как другой – принять участие в контрольном вмешательстве с эквивалентным социальным взаимодействием, но без образовательных программ», — заключил Такеучи.

Авторы другого исследования утверждают, что снижает ли лечение фибрилляции предсердий риск деменции и смертности у пожилых людей