Игры, головоломки и чтение способны замедлить снижение когнитивных способностей у пожилых людей, включая тех, у кого наблюдаются лёгкие когнитивные нарушения

С возрастом когнитивные функции могут ухудшаться. Примерно у 10% людей, ранее столкнувшихся с лёгкими когнитивными нарушениями, каждый год диагностируют болезнь Альцгеймера или другие формы деменции.

Хотя некоторые исследования показали, что такие занятия, как сборка пазлов, могут помочь предотвратить когнитивное старение, до сих пор неясно, насколько эффективно это занятие для предотвращения или отсрочки снижения когнитивных функций.

Новое исследование, проведённое в Школе общественного здравоохранения Техасского университета A&M (Texas A&M University School of Public Health), показало, что пожилые люди с лёгкими когнитивными нарушениями, которые активно занимаются, например, словесными играми или хобби, имеют лучшую память, рабочую память, внимание и скорость обработки информации, чем те, кто не занимается такой деятельность.

«В настоящее время около шести миллионов человек в Соединённых Штатах страдают от деменции. По прогнозам, к 2060 году это количество возрастёт примерно до 14 миллионов. Особенно сильно это коснётся представителей меньшинств», — сообщил доктор Джунхён «Пол» Ким (Junhyoung “Paul” Kim), профессор кафедры здравоохранения и поведения.«Мы стремились помочь заполнить пробел в нашем понимании снижения когнитивных функций».

В журнале Journal of Cognitive Enhancement было опубликовано исследование, в котором Ким, совместно с исследователями из Университета Южного Миссисипи и Университета Индианы, проанализировали данные о 5932 участниках. Все эти люди были в возрасте 50 лет и старше, имели лёгкие когнитивные нарушения и участвовали в исследовании здоровья и пенсионного обеспечения (HRS), которое проводилось с 2012 по 2020 год.

HRS собирает данные посредством опросов, проводимых с помощью бумаги и карандаша, и углубленных телефонных интервью. В рамках этого исследования учёные изучили ответы на семь вопросов об активности участников, связанной с когнитивной стимуляцией, такой как чтение, игры и хобби. После этого они разделили уровни вовлечённости на три категории: низкий, средний и высокий, используя критерии, которые применялись в предыдущих исследованиях. Далее был проведён многомерный ковариационный анализ, учитывающий повторные измерения.

«Проще говоря, группа участников с высоким уровнем продемонстрировала более высокие показатели когнитивных функций на протяжении всего исследования и сохранила этот уровень по сравнению с другими группами», — отметил Ким.

Участники группы с высоким уровнем показали лучшие результаты в тестах на память, рабочую память, внимание и скорость обработки информации по сравнению с участниками из групп среднего и низкого уровня. При этом участники из группы среднего уровня продемонстрировали более высокие показатели по рабочей памяти, вниманию и скорости обработки информации, чем участники из группы с низким уровнем участия.

«Мы также выявили существенные различия во всех трёх когнитивных функциях в разные годы. Эти различия имеют тенденцию к снижению, но различия между данными за 2014 год и другими годами, которые мы изучили, не были значительными», — сообщил Ким.

Ким и её коллеги надеются, что эти результаты побудят медицинских работников рекомендовать пожилым людям с лёгкими когнитивными нарушениями заниматься играми, чтением или другими стимулирующими видами деятельности хотя бы три-четыре раза в неделю.

«Мы также надеемся, что сможем преодолеть препятствия на пути к этому, такие как недостаточная поддержка лиц, осуществляющих уход, и финансовые ограничения. Это возможно благодаря более сильным государственным службам по уходу и сетям поддержки в сообществе», — заключает Ким.

Литература:
Jungjoo Lee et al, A Longitudinal Analysis of the Relationship Between Different Levels of Cognitively Stimulating Leisure Activity and Cognitive Function Among Older Adults with MCI, Journal of Cognitive Enhancement (2024). DOI: 10.1007/s41465-024-00293-2