Каким образом музыка успокаивает, заряжает и объединяет нас?

Исследователи изучают, как звуки и музыка помогают успокаивать, заряжать энергией и объединять людей друг с другом.

Когда Людвиг ван Бетховен начал терять слух в молодости в 1798 году, он обвинил в этом отравление свинцом или деформацию среднего уха, хотя современные учёные считают, что причинным фактором могла быть болезнь.

Какова бы ни была причина нарушения слуха, это никак не смягчило общеизвестный угрюмый нрав известного композитора, что по понятным причинам способствовало его меланхолии и плохому настроению.

Сегодня, более чем через 200 лет после того, как у Бетховена появились проблемы со слухом, мы знаем гораздо больше о природе звука и причинах потери слуха. Мы также лучше понимаем, как мозг воспринимает язык, и силу влияния музыки на мозговую активность. Но если сейчас у нас есть средства для защиты от определенных заболеваний, влияющих на слух, то решения, направленные на устранение наиболее распространенной причины потери слуха, старения, оказались более сложными. Влияние старения на слух можно замедлить или частично ослабить без биомедицинских устройств, но обратить его вспять пока нельзя.

Новая надежда для людей потерявших слух

Чарльз МакКенна (Charles McKenna), профессор химии из Колледжа литературы, искусств и наук Университета Южной Калифорнии (USC Dornsife)  заявляет, что он вместе с учеными из Массачусетского института глаза и уха при Гарвардской медицинской школе (Harvard Medical School’s Massachusetts Eye and Ear Institute), возможно, открыл препарат для восстановления клеток внутреннего уха, поврежденных не только в результате старения, но и в результате длительного воздействия шума. Этот препарат поможет лечить поврежденные участки, не удаляясь естественной жидкостью уха, что является решающим прорывом.

МакКенна объясняет, что нейронные датчики превращают вибрации, которые мы воспринимаем как звуки, в электрические импульсы, которые мозг может регистрировать и расшифровывать. Когда эти датчики повреждены, возникает потеря слуха и другие заболевания.

«Нерв может посылать в мозг сигнал, который позволяет мозгу сказать: «Это сочинение Моцарта» или «Это кто-то говорит», — комментирует МакКенна. «Теория состоит в том, что если бы вы могли регенерировать нейронные датчики, вы бы восстановили слух у тех, кто его потерял. Хотя существуют лекарственные средства, способные вызывать регенерацию этих нервных сенсоров, успешное применение этих препаратов оказалось огромной проблемой».

Во-первых, улитка, часть внутреннего уха, где расположены поврежденные клетки, является костной структурой, что затрудняет попадания в неё лекарственных средств. Во-вторых, даже если препарат начал воздействовать на улитку, естественная жидкость внутреннего уха имеет тенденцию вымывать его, прежде чем средство начинает действовать.

Основываясь на обнадеживающих результатах своего последнего исследования, МакКенна утверждает, что их лекарственное соединение будет воздействовать в улитке достаточно долго, чтобы дать эффект. С дальнейшими исследованиями ученые надеются доказать его эффективность.

Сила музыки

В то время как Бетховен боролся с проблемами слуха, его музыка, как это ни парадоксально, может помочь улучшить работу мозга других людей.

Ассаль Хабиби (Assal Habibi), руководитель Лаборатории мозга и музыки в Институте мозга и творчества Американского университета Дорнсайфа (Brain & Music Lab at USC Dornsife’s Brain and Creativity Institute), исследует, как музыка и песня влияют на активность мозга, используя данные, собранные с помощью электроэнцефалографии и нейровизуализации. Исследовали обнаружили, что музыка может иметь несколько преимуществ для человеческого мозга, особенно у детей. Например, музыка может помочь детям отточить свои навыки концентрации.

«Обучение музыке помогает с так называемым восприятием речи в шуме — например, когда вы находитесь в шумной обстановке, и кто-то зовет вас по имени или говорит что-то, что вам нужно услышать», — комментирует Хабиби. «Это крайне важная способность для детей в шумном классе, которым необходимо слышать учителя и отключаться от фонового шума».

Также было показано, что обучение музыке помогает некоторым детям быстрее достичь вех развития. Если текущие исследования помогут установить эту связь, обучение музыке сможет предотвратить появление определенных проблем с поведением и обучением и поможет разработать новые методы лечения детей.

«Одна из гипотез состоит в том, что если музыка может помочь детям быстрее достичь вех развития, например, если они раньше освоят языковые навыки, то смогут лучше выражать свои чувства и общаться более эффективно», — дополняет Хабиби.

Наука о языке

В то время как музыкальная терапия может помочь людям отточить свою способность отличать сигнал от шума, лингвистика — это дисциплина, которая занимается тем, как мы создаем и обрабатываем сигнал — саму речь.

Лингвисты специализируются на строительных блоках языка или на том, как звуки объединяются, чтобы создать слово, которое понимают разные люди, несмотря на то, что никакие два человека не могут произносить слово совершенно одинаково.

Дэни Берд (Dani Byrd), профессор лингвистики из USC Dornsife, исследует, как речевой тракт создает и комбинирует эти звуки в повседневной речи, а также как языки эволюционируют, чтобы структурировать эти звуки для кодирования информации.

«Как лингвист я спрашиваю: «Какие правила используют языки для построения своих структур, для построения своих слов и фраз? Чем они отличаются от языка к языку?» И я смотрю, как и почему мы можем понимать эти звуки так, как мы это делаем».

Берд считает, что наше сложное и невероятно тонкое чувство слуха отражает соответствующую сложность того, как мы формируем наши слова и звуки, чтобы передать смысл.

«Сенсорные клетки внутреннего уха являются наиболее чувствительными механорецепторами организма. Они могут двигаться в нанометровом масштабе», — добавляет она. «Когда колебания давления воздуха двигают барабанную перепонку, это создает движение и электрохимический каскад во внутреннем ухе».

Орган слуха способен приводить нас в движение множеством способов. Почему мы понимаем вздох как сигнал удивления или, возможно, страха? Почему у одного слушателя тональность ре минор часто вызывает чувство грусти, а у другого нет? И как наш мозг может воспринимать эти вибрации воздуха и преобразовывать их в слова, эмоции или сообщения?

«Разве не удивительно, — заключает Берд, — что эти крошечные колебания атмосферного давления могут заставить вас смеяться или плакать, могут передать срочность, могут заставить вас влюбиться?»

Статья по теме: Может ли музыка помочь людям с болезнью Альцгеймера?