Авторы нового исследования проливают свет на то, когда подростки начинают думать как взрослые. Ученые обнаружили, что исполнительные функции, имеющие решающее значение для переключения задач и концентрации внимания, обычно созревают примерно в 18 лет.
В этом крупномасштабном исследовании, в котором приняли участие более 10 000 участников, представлена диаграмма развития когнитивного роста подростков. Результаты имеют неоценимое значение для образования, психиатрии и судебной системы.
В каком возрасте подросток начинает думать как взрослый?
В новом исследовании, опубликованном в научном журнале Nature Communications, представлены одни из первых убедительных доказательств того, что исполнительная функция — набор когнитивных навыков, лежащих в основе способности планировать, плавно переключаться от задачи к задаче, сопротивляться искушениям, отвлекать внимание и концентрироваться на текущей задаче — обычно созревает к тому времени, когда человеку исполняется 18 лет.
В ходе исследования было собрано и проанализировано около двух десятков показателей, управляющих функций у более чем 10 000 участников в четырех уникальных наборах данных, что представляет собой первую в своем роде крупномасштабную диаграмму когнитивного развития подростков.
Результаты имеют важное значение не только для психиатров и нейробиологов, но и для родителей, педагогов и, возможно, судебной системы при определении границ подросткового периода.
«Когда я разговариваю с родителями, многие из них говорят: «Мой 18-летний ребенок не может быть полностью сформировавшимся взрослым!» — объясняет автор исследования Беатрис Луна (Beatriz Luna), профессор психиатрии Питтсбургской медицинской школы (University of Pittsburgh School of Medicine) и всемирно известный эксперт по нейрокогнитивному развитию. «Другие важные поведенческие факторы, дополняющие исполнительную функцию, такие как способность контролировать собственные эмоции, могут меняться с возрастом. Способность использовать исполнительные функции достоверно улучшается с возрастом и, по крайней мере в лабораторных условиях, достигает зрелости к 18 годам».
Высокая вариабельность среди людей и отсутствие инструментов для анализа сложных наборов данных также ограничивали уверенность предыдущих попыток построить дорожную карту развития мозга у подростков.
«В нашем исследовании мы решили представить консенсус, а не просто догадку», — комментирует автор исследования Бренден Терво-Клемменс (Brenden Tervo-Clemmens) из Университета Миннесоты (University of Minnesota).
«Это наука о развитии, сочетающаяся с большими данными. Мы используем инструменты, которые еще несколько лет назад были недоступны исследователям, изучающим когнитивное развитие и развитие мозга. Исследование такого масштаба стало возможным только благодаря открытому обмену данными и сотрудникам, которые любезно предоставили доступ к своим наборам данных, не требуя ничего взамен».
В исследовании были собраны 23 различных показателя управляющих функций у более чем 10 000 участников в возрасте от 8 до 35 лет. Затем ученые проанализировали эти показатели, отслеживая их изменения с течением времени и проверяя, соответствуют ли результаты различных тестов единой траектории, которую можно описать с помощью математической модели.
Итоговый анализ показал общую динамику созревания управляющих функций, присущую обоим полам: быстрый всплеск развития управляющих функций в период от позднего детства до середины подросткового возраста (10-15 лет), за которым следуют небольшие, но значительные изменения в середине подросткового возраста (15-18 лет), которые стабилизировались до уровня взрослых к позднему подростковому возрасту (18-20 лет).
Представляя воспроизводимые диаграммы роста для разных задач и наборов данных, эта дорожная карта может позволить исследователям отслеживать, как терапевтические и лекарственные вмешательства могут повлиять на основные этапы развития.
Например, подростковый возраст — это время, когда проявляются многие психические заболевания, которые также имеют проблемы с исполнительной функцией, такие как шизофрения. Составление графика развития нейротипического мозга позволит исследователям лучше отслеживать любые незначительные отклонения от «нормы» и, возможно, улучшить раннюю диагностику.
Авторы другого исследования утверждают, что марихуана вызывает раннюю половую зрелость и задержку роста у мальчиков
Невролог, мануальный терапевт, рефлексотерапевт АО «СЗЦДМ» (г. Санкт-Петербург), редактор и автор статей
Ведёт пациентов неврологического профиля с полным неврологическим осмотром, разработкой плана обследования и схемы лечения пациента (в остром периоде, на этапе реабилитации), динамическое наблюдение.