Неструктурированный 5-минутный перерыв может помочь восстановить внимание

Исследователи из Сиднейского университета (University of Sydney) решили выяснить, какие приемы концентрации внимания действительно работают. Ученые обнаружили, что 5-минутный перерыв в мышлении — это все, что вам нужно, чтобы восстановить концентрацию. Нет нужды в прогулке вдоль реки или длинном видео о качающихся на ветру бамбуковых лесах (хотя это могло бы быть и неплохо). Пятиминутный полный перерыв сделает свое дело.

Новое исследование показало, что простой, неструктурированный пятиминутный перерыв от выполнения сложных задач — это все, что вам нужно, чтобы восстановить концентрацию или внимание.

Отдых все чаще признается важным фактором для повышения производительности, благополучия и обучения. Будь то двухнедельный отпуск, один хороший ночной сон, часовая прогулка в парке или несколько минут, потраченных на то, чтобы встать из-за стола и выпить кофе, — перерывы для отдыха бывают разных форм и размеров. На рабочих местах и ​​в учебных заведениях набирают популярность такие методы, как «Техника Помодоро» — установка таймера на короткий пятиминутный перерыв после 25 минут сосредоточенной работы — в качестве напоминания о перезарядке.

Было обнаружено, что время, проведенное на природе, восстанавливает внимание в ряде исследований, проведенных с 1980-х годов. Но не многие из нас могут выскочить с работы для «лесного купания», чтобы отдохнуть от написания эссе или изучения нового навыка. Некоторые исследования предполагают, что простой просмотр видео с изображением природы дает тот же восстанавливающий эффект.

«Если вы хотите, чтобы ваша работа или учеба были более продуктивными, вам нужно делать простые пятиминутные перерывы, чтобы не делать ничего», — комментирует Пол Джиннс (Paul Ginns) из Сиднейского университета. «Вы должны заняться чем-то другим в течение пяти минут. Отойдите от компьютера или  другого устройства, немного подышите или просто посидите спокойно, чтобы дать мозгу отдохнуть от задачи. Пролистывание социальных сетей не считается отдыхом — вам нужно именно отрываться от устройств».

Джиннс добавил, что нам нужно использовать наш мозг для привлечения внимания, чтобы мы могли учиться или решать проблемы, но внимание ограничено и может быстро истощиться.

«Наше внимание варьируется индивидуально, и на нас может влиять время суток, уровень сахара в крови или потребление кофеина, поэтому это сложно», — добавляет он. «Но мы хотели проверить, как мы можем восстановить внимание, и восхитительно, что это может быть так же просто, как пятиминутный перерыв на отдых. Это простой способ повышения производительности, доступный каждому».

О научной работе

В исследовании, опубликованном в научном журнале Educational and Developmental Psychologist, 72 студента австралийского университета сначала прошли сложный предварительный тест по ментальной математике в условиях ускоренного тестирования, чтобы исчерпать ресурсы внимания студентов. Эта часть эксперимента рассчитана примерно на 20 минут.

Учащиеся контрольной группы (без отдыха) сразу приступили к изучению короткого урока о том, как мысленно умножать два двузначных числа (например, 34 x 67). Вторая группа студентов взяла пятиминутный неструктурированный перерыв на отдых с простым обратным отсчетом на экране компьютера, показывающим, сколько времени на перерыв осталось.

Третья группа смотрела видео от первого лица о прогулке по австралийскому тропическому лесу в течение пяти минут. Исследование назвало это «отдыхом на природе», хотя это был просто просмотр видео.

Затем все учащиеся заполнили краткий опросник «направленное внимание» о том, в какой степени они сталкивались с отвлекающими мыслями во время урока ментальной математики, отвечая на такие вопросы, как «Мое внимание было направлено на другие вещи, кроме урока» и «Мне было трудно сохранять концентрацию дольше, чем на короткое время». Наконец, студенты прошли тест на решение задач из 20 вопросов, чтобы увидеть, насколько хорошо они могут применять стратегию ментальной математики.

Сравнивая результаты трех групп, студенты в группе неструктурированного отдыха сообщили о более высоких средних уровнях направленного внимания, чем в контрольной группе без отдыха. В тесте на решение проблем как группа неструктурированного отдыха, так и группа отдыха на природе превзошли контрольную группу.

В то время как группа естественного отдыха решила в среднем больше задач, чем группа неструктурированного отдыха (60% против 53% правильных ответов), разница между двумя группами отдыха не была статистически значимой.

Почему отдых помогает обучению

«Для овладения многими навыками, в том числе когнитивными навыками, такими как математика, требуется большая концентрация, но наши когнитивные ресурсы истощаются, когда мы используем свой разум для решения проблем или учебы», — объясняет Пол Джиннс, научный руководитель и соавтор статьи. «Может показаться нелогичным прерывать учебный перерыв, чтобы помочь в обучении, но короткие перерывы на отдых — будь то неструктурированные или просмотр «виртуальных» видеороликов о природе — по-видимому, стоят потраченного времени, помогая студентам лучше концентрироваться и учиться более эффективно. Это также может быть применено для работников, осваивающих новый навык или концентрирующихся на сложной задаче».

Что вы можете сделать, чтобы восстановить внимание

Делайте пятиминутные перерывы после 20 минут сложной познавательной работы. Это можно делать в классных комнатах или университетских помещениях. Их также можно применять на различных рабочих местах или дома, выполняя сложные когнитивные задачи, такие как налоговые декларации.

«Техника Помодоро, когда люди работают 25 минут, а затем отдыхают в течение пяти минут, — это популярный лайфхак, и мы, возможно, только что нашли первое доказательство того, что он работает», — заключает Джиннс. «Другим лайфхакам, таким как глубокое дыхание или обретение чувства покоя, уже сотни лет. Что бы вы ни выбрали, дайте своему мозгу полный перерыв всего на пять минут и посмотрите, как улучшится ваше внимание».

Авторы другого исследования выяснили, почему перерывы во время обучения улучшают память.