Пожилые люди, посещающие курсы обучения, имеют меньший риск развития деменции

Исследователи обнаружили связь между образованием пожилых людей и снижением риска деменции. В ходе исследования были проанализированы данные Британского биобанка и было обнаружено, что у людей, посещающих курсы обучения пожилых людей, вероятность развития деменции снижается на 19%.

Защитный эффект был связан не только с основными заболеваниями, такими как сердечно-сосудистые заболевания или психические заболевания.

Как нам лучше всего поддерживать наш мозг в хорошей форме, когда мы становимся старше?

Хорошо известно, что регулярная когнитивная деятельность, например разгадывание головоломок или некоторые видеоигры, в среднем и пожилом возрасте имеет тенденцию защищать нас от снижения когнитивных функций и деменции, такой как болезнь Альцгеймера. Но многие из нас регулярно посещают занятия для взрослых, например, изучая язык или новый навык.

Связано ли такое образование пожилых людей с меньшим риском снижения когнитивных функций и деменции?

Да, по мнению исследователей из Института развития, старения и рака Университета Тохоку (Tohoku University) в Сендае, Япония, которые впервые показали это в новом исследовании, опубликованном в научном журнале Frontiers in Aging Neuroscience.

«Здесь мы показываем, что люди, которые посещают курсы обучения для пожилых, имеют меньший риск развития деменции пять лет спустя», — сказал доктор Хикару Такеучи (Hikaru Takeuchi), автор исследования. «Образование пожилых людей также связано с лучшим сохранением невербальных рассуждений с возрастом».

Биобанк Великобритании

Такеучи с соавторами и доктор Рюта Кавасима (Ryuta Kawashima), профессор того же института, проанализировали данные Британского биобанка, в котором хранится генетическая и медицинская информация примерно от полумиллиона британских добровольцев, из которых для этого был проанализирован 282 421 участник.

Участники были зачислены в исследование в период с 2006 по 2010 год, когда им было от 40 до 69 лет. В среднем к моменту настоящего исследования за ними наблюдали в течение семи лет.

На основании генотипа по 133 соответствующим однолокусным полиморфизмам (SNP) в ДНК участникам была присвоена индивидуальная прогностическая «оценка полигенного риска» деменции. Участники самостоятельно сообщали, посещали ли они какие-либо образовательные курсы, не указывая их частоту, предмет или академический уровень.

Авторы сосредоточились на данных регистрационного визита и третьего оценочного визита, проведенных в период с 2014 по 2018 год. Во время этих визитов участникам был проведен ряд психологических и когнитивных тестов, например, на подвижный интеллект, зрительно-пространственную память и время реакции.

За период исследования у 1,1% участников выборки развилась деменция.

Снижение риска развития деменции

Такеучи и Кавасима показали, что участники, принимавшие участие в обучении людей среднего и пожилого возраста при зачислении, имели на 19% меньший риск развития деменции, чем участники, которые этого не делали.

Важно отметить, что результаты были схожими, когда из исследования были исключены участники с диабетом, гиперлипидемией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком или психическими заболеваниями. Это означает, что наблюдаемый более низкий риск не был обусловлен исключительно тем, что участники с начинающейся деменцией не могли продолжить обучение взрослых из-за симптомов этих известных сопутствующих заболеваний.

Результаты также показали, что участники, принимавшие участие в занятиях по обучению взрослых, сохраняли хороший интеллект и невербальное мышление лучше, чем их сверстники, которые этого не делали. Однако образование людей среднего и пожилого возраста не повлияло на сохранение зрительно-пространственной памяти или времени реакции.

Необходимы рандомизированные клинические исследования

«Одна из причин заключается в том, что занятия интеллектуальной деятельностью оказывают положительное воздействие на нервную систему, что, в свою очередь, может предотвратить деменцию. Но наше исследование представляет собой обсервационное исследование, поэтому, если существует прямая причинно-следственная связь между образованием пожилых людей и более низким риском деменции, она может быть в любом направлении», — заключает Кавасима.

Такеучи предложил провести рандомизированное клиническое исследование, чтобы доказать наличие защитного эффекта образования у взрослых.

Авторы другого исследования утверждают что генетика не является единственной причиной ранней деменции