Рукописное письмо улучшает взаимодействие головного мозга, улучшая обучение и память — Frontiers in Psychology

Рукописное письмо, по сравнению с печатанием, приводит к более сложным схемам взаимодействия мозга, улучшая обучение и память. В этом исследовании использовались данные ЭЭГ 36 студентов для сравнения активности мозга при письме от руки и наборе текста. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Frontiers in Psychology.

Рукописный ввод, будь то курсив на сенсорном экране или традиционная ручка и бумага, активировал области головного мозга, жизненно важные для памяти и обучения. Эти результаты подчеркивают важность баланса между традиционным обучением письму и цифровой грамотностью в образовательных учреждениях.

Поскольку цифровые устройства постепенно заменяют ручку и бумагу, ведение заметок от руки становится все более редким явлением в школах и университетах. Рекомендуется использовать клавиатуру, поскольку зачастую это быстрее, чем писать от руки. Однако было обнаружено, что рукописное письмо улучшает точность правописания и память.

Чтобы выяснить, приводит ли процесс написания букв от руки к большей связности мозга, исследователи из Норвегии изучили основные нейронные сети, участвующие в обоих способах письма.

«Мы показываем, что при письме от руки модели взаимодействия мозга гораздо более сложные, чем при наборе текста на клавиатуре», — комментирует профессор Одри ван дер Меер (Audrey van der Meer) из Норвежского университета науки и технологий (Norwegian University of Science and Technology).

«Известно, что такое широкое распространение связей мозга имеет решающее значение для формирования памяти и кодирования новой информации и, следовательно, полезно для обучения».

Перо важнее, чем клавиатура

Исследователи собрали данные ЭЭГ у 36 студентов университета, которым неоднократно предлагалось написать или напечатать слово, появившееся на экране. При письме участники использовали цифровую ручку и писали курсивом прямо на сенсорном экране. При наборе текста участники нажимали клавиши на клавиатуре одним пальцем.

ЭЭГ высокой плотности, которая измеряет электрическую активность мозга с помощью 256 небольших датчиков, вшитых в сетку и размещенных над головой, записывалась в течение пяти секунд для каждой подсказки. Связность различных областей мозга увеличивалась, когда участники писали от руки, но не когда печатали.

«Наши результаты показывают, что визуальная информация и информация о движениях, полученная посредством точно контролируемых движений рук при использовании ручки, в значительной степени способствуют связям мозга, которые способствуют обучению», — утверждает ван дер Меер.

Движение на память

Хотя участники использовали цифровые ручки для письма от руки, исследователи заявили, что результаты будут такими же, как и при использовании настоящей ручки на бумаге.

«Мы показали, что различия в активности мозга связаны с тщательным формированием букв при письме от руки и более активным использованием органов чувств», — объяснила ван дер Меер.

Поскольку именно движение пальцев, выполняемое при формировании букв, способствует связям мозга, ожидается, что письмо в печатном виде будет иметь такие же преимущества для обучения, как и скорописное письмо. Напротив, простое движение, состоящее в многократном ударе по клавише одним и тем же пальцем, менее стимулирует мозг.

«Это также объясняет, почему детям, которые научились писать и читать на планшете, может быть трудно различать буквы, которые являются зеркальным отражением друг друга, например, «b» и «d». Они буквально не ощутили своим телом, каково это — писать эти буквы», — добавляет ван дер Меер.

Балансирование

Результаты исследования демонстрируют необходимость дать учащимся возможность пользоваться ручками, а не заставлять их печатать во время урока. Соответствующим шагом могут быть рекомендации, гарантирующие, что учащиеся получают хотя бы минимальные инструкции по письму. Например, в начале года во многих штатах США было вновь введено обучение скорописи.

В то же время важно идти в ногу с постоянно развивающимися технологическими достижениями, предупредили они. Это включает в себя понимание того, какой способ письма дает больше преимуществ и при каких обстоятельствах.

«Существуют доказательства того, что студенты лучше учатся и лучше запоминают, делая рукописные конспекты лекций, в то время как использование компьютера с клавиатурой может быть более практичным при написании длинного текста или эссе», — заключила ван дер Меер.

Авторы другого исследования утверждают, что считают, что чтение, письмо и игра задерживают болезнь Альцгеймера на несколько лет.