В новом исследовании, опубликованном в журнале Developmental Cognitive Neuroscience, ученые из Бостонского университета (Boston University) обнаружили, что организационные пути мозга могут заложить основу для языковых способностей ребенка в течение первого года жизни.
Актуальность исследования
Ткани белого вещества головного мозга соединяют миллиарды нейронов серого вещества. Это позволяет обмениваться сигналами и выполнять все различные задачи и функции, а также все биологические процессы, которые поддерживают жизнедеятельность организма. Последние данные свидетельствуют о том, что белое вещество наиболее быстро развивается в течение первых 2-х лет жизни. Помимо развития белого вещества, ученым давно известно, что окружающая среда также играет важную роль в формировании языковых способностей человека. Но остается много неясностей относительно того, является ли природа или воспитание более доминирующим в определении состава белого вещества и того, насколько хорошо ребенок учится общаться.
Материалы и методы исследования
Наблюдая за десятками детей в течение 5 лет, исследователи изучили связь между структурой мозга в младенчестве и их способностью изучать язык в раннем возрасте, а также как окружающая среда играет роль в развитии их мозга и речи.
В новом исследовании ученые изучили, как структура мозга и генетика играют роль в развитии ребенка? Развивается ли мозг в тандеме с языком, и является ли среда в конечном итоге движущей силой развития обоих? Или языковые навыки в значительной степени являются тем, к чему люди предрасположены с самого начала? Чтобы выяснить это, ученые сделали снимки мозга младенцев с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) и собрали первые в своем роде данные о белом веществе. Ученые изучили взаимосвязи между структурой мозга и языковым развитием у доношенных развивающихся детей от младенческого до школьного возраста.
Результаты научной работы
Важный путь в белом веществе, который исследователи рассмотрели с помощью МРТ, называется дугообразным пучком, который соединяет 2 области мозга, ответственные за формирование речи и понимание. Используя МРТ, исследователи измерили организацию белого вещества, визуализируя, насколько легко вода диффундирует через ткань, что указывало на плотность пути. Через 5 лет после первого МРТ исследователи изучили звуки в отдельных словах и их способность сочетать отдельные звуки вместе, чтобы понимать слово, которое они производят.
Согласно выводам ученых, у детей, рожденных с более высокими показателями организации белого вещества, через 5 лет улучшились языковые навыки, что позволяет предположить, что коммуникативные навыки могут быть тесно связаны со структурой мозга. Индивидуальные различия в белом веществе, которые наблюдали авторы исследования в младенчестве, формируются в сочетании генетики ребенка и окружающей его среды.
Авторы другого исследования утверждают, что прослушивание вокальной музыки ускоряет восстановление языковых функций после инсульта.